Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Россия: Два шага вперед, шаг - назад

Хозяин страны в образе отца народа: дискуссия о долгом пути России на Запад

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Впервые за последние столетия у России открытые границы. Миллионы россиян эмигрировали на Запад, одновременно западная массовая культура накладывает все больший отпечаток на жизнь России. Поколение MTV и Кока-Колы не будет вечно мириться с центральной властью. Ходорковский потерпел неудачу, но его попытку добиться общественного плюрализма нельзя считать последней

Путь России к рыночной экономике и демократии - это метания: два шага вперед, шаг - назад. В прошлом году громадная страна снова взяла обратное направление. Был арестован олигарх Михаил Ходорковский, его концерн "ЮКОССибнефть" разрушен и по указке из Кремля были сфальсифицированы парламентские выборы. Как ни парадоксально, но против этого выступает одна лишь заграница. Россияне своим президентом довольны: Владимир Путин, который ведет бесперспективную войну в Чечне и шаг за шагом ликвидирует свободы эпохи Ельцина, пользуется непререкаемой поддержкой. Его переизбрание в марте не вызывает никаких сомнений.

Согласно Сергею Хенке, диагноз однозначен: "Парламентской демократии в России больше не существует". Для советника правительства земли Бранденбург по Восточной Европе и бывшего руководителя Германо-российского дома в Калининграде Путин продолжает традиции царской империи и Советского Союза. Его действия, направленные против Ходорковского, являют собой проявление прежней иерархии в приоритетах: "Экономика находится в основном под контролем государства и обслуживает государственные потребности при пренебрежении частными интересами. В России так было всегда". Там торговля и промышленность развивались не так, как в Европе, независимо от центральной власти, а всегда под надзором последней.

Это, по мнению Хенке, имеет под собой исторические причины. Россия унаследовала от византийской империи модель цезарепапизма: царь, как восточный деспот, являлся одновременно духовным и мирским владыкой с претензиями на абсолютную власть. Находившаяся в его подчинении православная церковь была не противовесом, она проповедовала уход от мира в мистику и аскетизм. Это помешало дифференциации и индивидуализации общества по западноевропейскому образцу: "Просвещение в духе Канта (Kant) как способ достижения зрелости так никогда и не состоялось. В этом плане Россия представляет собой старую Европу до преобразований новейшего времени, когда она еще несла на себе отпечаток коллективизма". Это находит у русских проявление, например, в патерналистском и этатическом понимании политики. Они рассматривают своего властителя как отца и прощают ему любое насилие, если оно служит внешнему величию государства. Россия, наконец, должна заняться созданием автономного гражданского общества, требует, напротив, Хенке. Для этого потребуется не одно десятилетие.

Этот пессимистический прогноз, сделанный в его книге "Русская мечта", изданной в 2003 году, обсуждали в прошедшую пятницу в берлинском бюро "Общества технического сотрудничества" (GTZ) те, кого он касается. Философ Владимир Кантор отказался винить за особый путь России православную христианизацию, проведенную Константинополем: "Надо прекратить использовать Византию как бранное слово. В средние века она была единственным островком цивилизации в океане варварства". Задержка развития, по его словам, была вызвана 300-летним монгольским игом. Монгольский хан считался единоличным собственником территории, его подданные не имели никаких прав. Цари, как и большевики, продолжили эту практику и тем самым принизили значение частной собственности и личной инициативы в России.

Преподаватель университета из Айхштадта Леонид Лукс (Leonid Luks), напротив, высказал мнение, что хозяева Кремля до сегодняшнего дня придерживаются византийского примера "спасения общества с помощью идеологической диктатуры". Впрочем, анализ Хенке, по его мнению, является "однобоким": со времени царя Петра Великого постоянно имели место попытки вестернизации России. Но всегда только с помощью указов, "путем революции сверху", возразил Хенке: российское правительство до сих пор держит закрытыми социальные ниши, в которых могли бы сформироваться силы, способные противостоять государственному насилию.

К сожалению, затем дискуссия остановилась на старом вопросе, является ли Россия частью Европы или нет? Так, не был принят во внимание следующий важный фактор: впервые за последние столетия у России открытые границы. Миллионы россиян эмигрировали на Запад, одновременно западная массовая культура накладывает все больший отпечаток на жизнь России. Поколение MTV и Кока-Колы не будет вечно мириться с центральной властью. Ходорковский, в частности, потерпел неудачу. Но его попытку добиться общественного плюрализма нельзя считать последней. До той поры, когда он станет явью, утечет еще немало воды.