Когда речь заходит о богатстве и бедности, некоторые россияне становятся очень красноречивыми. И ни один сектор экономики не вызывает столько недовольства, как нефтяной, сделавший нескольких олигархов мультимиллиардерами. "Народ чувствует, что это несправедливо, когда небольшая кучка людей получает миллиарды долларов, в то время как половина населения живет в нищете", - говорит Сергей Глазьев, один из основателей блока "Родина".
Нефтяной бизнес является самым крупным российским налогоплательщиком, принося в национальный бюджет до 20 процентов поступлений. Однако если президент Владимир Путин желает сохранить свой рейтинг на уровне нынешних 80-ти процентов, он не может игнорировать таких советников, как "Родина". Поэтому неудивительно, что появляется все больше признаков того, что Кремль хочет забрать у нефтедобытчиков их сверхдоходы. Путин недавно выступил в поддержку повышения нефтяных налогов, отметив, что благодаря росту цен нефтяные компании получают сверхприбыли.
Когда в прошлом году правительство предложило повысить нефтяные налоги на 3 миллиарда долларов США, нефтяное лобби заблокировало этот законопроект. Однако сейчас, когда Ходорковский находится за решеткой, нефтяное лобби выглядит испуганным. Законодатели уже запретили местным властям устанавливать благоприятные ставки налогов зарегистрированным в данном регионе компаниям. Эта мера может увеличить налоговые поступления в этом году на 2 миллиарда долларов.
Теперь Москва настроена собрать еще 2,5 миллиарда долларов. Из них 1,5 миллиарда будут получены за счет изменения формулировки налога на добычу нефти, а остальное - за счет повышения пошлин на импорт нефти с нынешних 40 до 60 процентов.
Некоторые экономисты опасаются, что эти меры могут нанести сопутствующий ущерб. Нефтяники ежегодно инвестируют от 8 до 10 миллиардов долларов в улучшение своего бизнеса. "С ростом налогов нефтяные компании могут урезать свои инвестиционные программы", - говорит экономист Михаил Задорнов. Ведущий аналитик из компании "Renaissance Capital" Роланд Нэш (Roland Nash) считает, что "более высокие налоги могут быть плохой новостью для акционеров, однако являются хорошей новостью для России". По его словам, новые доходы можно пустить на диверсификацию экономики, которая пока по-прежнему сильно зависит от нефти и газа.
Не проявляют беспокойства и нефтяные компании. "Мы не видим какой-либо угрозы нашему бизнес-плану", - заявила представитель компании ТНК-ВР Марина Драчева. Более того, нефтяной сектор уже приспособился к повышению налогов. В 2003 году крупнейшие нефтяные компании заплатили 18,4 миллиарда долларов налогов по сравнению с 8,2 миллиарда в 2000 году. Сейчас на уплату налогов у них уходит около 60 процентов прибыли, что в среднем совпадает с мировыми показателями, но вместе с тем позволяет обложить дополнительным налогом неожиданные сверхприбыли.
Более тревожным для нефтяных компаний является вопрос, не заставят ли их отвечать за использование прорех в законодательстве, которые они раньше считали законными. Кремль просит их не паниковать. "Власти говорят об исправлении ситуации, а не о массовой конфискации", - считает Игорь Николаев, аналитик консалтинговой компании "FBK". Однако, смотря на расследование дела ЮКОСа, олигархи задаются вопросом, кто может стать следующей жертвой.