Баллотироваться на пост президента будут девять кандидатов, но реальных шансов на победу и интереса занять высший государственный пост в условиях избирательного самодержавия Путина нет ни у кого.
Александр Вешняков пользуется репутацией человека, не отличающегося какими-то особыми качествами. Бледнолицый бюрократ уже не один год занимает пост руководителя Центральной избирательной комиссии. Будь то воля избирателей или пожелания Кремля - до сих пор ему удавалось исполнять и то, и другое. Вывести его из равновесия не могут даже самые жесткие обвинения в фальсификации выборов.
Впервые это удалось сделать Масяне, культовой героине мультипликационного фильма, которую хотят видеть в качестве кандидата ее почитатели. Ни в коем случае, решил Вешняков, не готовый к атаке из виртуального мира. Лозунг же остался: виртуальным выборам - виртуальные соперники.
Сомнений в переизбрании в марте Владимира Путина нет никаких, поскольку не существует достойной альтернативы. Россия под эгидой Кремля превратилась в электоральную монархию, где выборы устраиваются без наличия возможности выбора. Прогнозы уже сейчас предрекают Путину, что он наберет от 60 до 70 процентов голосов. Поэтому выборы, скорее, представляют собой голосование по вопросу вотума доверия президенту.
И все же объявились девять кандидатов, которые обязаны сдать к сегодняшнему дню по два миллиона подписей в свою поддержку. Шансов на успех нет ни у кого - на выборах ничего необычного. Новым является то, что ни один из них не желает занять этот пост. Так что задача соперников Путина ограничивается двумя целями: придать президентским выборам видимость настоящих и оставить в дураках самого опасного соперника, - а это явка на избирательные участки менее 50 процентов избирателей.
Отслужившие свое соперники Кремля, лидер коммунистов Геннадий Зюганов и Григорий Явлинский из демократической партии "Яблоко", не баллотируются. "Яблоко" от участия в выборах отказывается полностью, тогда, как коммунисты выдвинули бывшего директора совхоза Николая Харитонова, человека из своего второго эшелона, решительного почитателя основателя советской разведки Феликса Дзержинского. Аграрий уже не один год требует возвращения памятника Дзержинскому на прежнее место. Разведчики отплатили ему тем, что присвоили звание офицера запаса.
В лице председателя не имеющей никаких полномочий верхней палаты парламента Сергея Миронова в гонку вступает также близкий к президенту человек из Санкт-Петербурга. Он может рассчитывать только на 0,5 процента голосов, но и эти голоса могут оказаться решающими для явки избирателей на выборы. "Когда руководитель, который пользуется доверием, вступает в борьбу, его нельзя оставлять в одиночестве. Нужно сплотиться вокруг него", - обосновал Миронов свое выдвижение. За это он получил прозвище двойника Путина.
Владимир Жириновский, Либерально-демократическая партия которого заняла на выборах в Думу второе место, тоже не выдвинул свою кандидатуру. Ходят слухи, что хвастливый придворный шут уступил давлению кремлевской администрации, которая якобы озабочена своим реноме за рубежом. Поэтому Жириновский, гениальный шут, отправил на ринг своего бывшего телохранителя, бывшего боксера и заместителя по партии Олега Малышкина. Поскольку политическим тяжеловесом тот не является, то приходится ждать указаний своего приемного отца, который на первой пресс-конференции поучал его: "Слушай, надо ведь в камеру смотреть".
Участвует в выборах и Сергей Глазьев, лидер национал-социалистической партии-привидения "Родина", детища Кремля, которая получила на думских выборах с ходу более восьми процентов голосов. Можно было бы сказать - карусель фигляров и шутов.
Если бы свою кандидатуру не выдвинула политик либерального толка Ирина Хакамада. По своей собственной инициативе, и не имея поддержки со стороны своего "Союза правых сил", ориентирующегося на либеральную экономику. В конце прошедшей недели СПС из-за споров по вопросу, кого он должен поддержать, грозил почти раскол. После острой дискуссии сошлись на компромиссе: никаких рекомендаций избирателям: ни в пользу Хакамады, ни в пользу Путина, которого поддерживает крыло образцового технократа Анатолия Чубайса.
Если Хакамада примет участие в выборах, то она придаст избирательному фарсу какую-то долю легитимности, считают критики. Слухи о том, что ее, мол, уговорил Кремль, политик опровергла, сославшись на открытое письмо, опубликованное в "Коммерсанте". В нем она упрекает Путина в том, что тот воспользовался захватом заложников в музыкальном театре "Норд-Ост" осенью 2002 года и помешал их мирному освобождению. Хакамада поддерживала там контакт с террористами, которые, как она утверждает сегодня, не собирались убивать заложников. Кремль, по ее словам, строго запретил ей продолжать посредническую миссию.
Обвинение Хакамады выглядит как нарушение табу. Поэтому она тоже не рассчитывает на благословение Центральной избирательной комиссии, хотя необходимые два миллиона подписей в поддержку своей кандидатуры собрала с быстротой молнии. Почти так же быстро, как Путин. Действительно подозрительно.