Норильск, Россия. - Сталин отправлял сюда заключенных, используя их труд, чтобы создать в этой ледяной пустыне промышленность. Его преемники заманивали сюда людей высокими зарплатами и идеологией.
Сейчас Россия хочет, чтобы люди уехали из Норильска - и сталкивается с тем, что большинство жителей предпочитает остаться на месте, невзирая на бедность, плохую экологию и непереносимую погоду, когда на протяжении почти всего года температура находится ниже точки замерзания.
Испытывая затруднения с выделением средств на поддержание десяти миллионов человек в этом огромном замерзшем регионе, российское правительство разработало несколько программ переселения десятков тысяч человек на территории с более мягким климатом.
Если это произойдет, то это будет самым массовым переселением россиян с тех пор, когда в 1930-х годах Сталин насильно заселял этот регион. Однако, как показывает опыт наших дней, иногда бывает трудно убедить людей отказаться от того, к чему их в свое время принуждали указами.
В соответствии с принятыми в прошлом году законами правительство предложило всем желающим покинуть регион жилье и субсидии на сумму, равную 18 тысячам долларов США. Однако из 20 тысяч семей, имеющих все возможности уехать, только 48 изъявили такое желание.
Не удалось достигнуть успеха и в выполнении другой пилотной программы по переселению людей из Норильска, Воркуты и Сусумана, для финансирования которой был взят кредит Всемирного Банка в размере 80 миллионов долларов. Всего 360 человек согласились уехать, взяв жилищный сертификат на сумму 2400 долларов и авиабилеты.
Многие резиденты говорят, что субсидии слишком малы для того, чтобы построить новое жилье. Кроме того, уезжающие должны бесплатно отдавать свое жилье государству. Также они лишаются добавки к пенсии, которую правительство до сих пор выплачивает живущим на севере пенсионерам.
Нежелание местных жителей покидать Норильск грозит подорвать усилия России по преодолению экономических последствий советского центрального планирования, которое выражалось в размещении городов и объектов промышленности в самых отдаленных и негостеприимных местах земного шара.
В своей новой книге, которая называется "Сибирская беда" ("The Siberian Curse"), двое ученых из вашингтонского Института Брукингса, Фиона Хилл (Fiona Hill) и Клиффорд Гадди (Clifford Gaddy), утверждают, что десятилетия неправильного советского планирования теперь тяжелым бременем лежат на новой развивающейся рыночной экономике России.
Чрезмерная населенность Сибири требует больших расходов на поддержку городов и населенных пунктов, которые в условиях свободной рыночной экономики никогда бы не развились до такого уровня.
Г-жа Хилл и г-н Гадди утверждают, что нынешняя политика российских властей тоже не способствует натуральному перераспределению рабочей силы, в том числе благодаря запретам на миграцию и продолжающейся выплате северных компенсаций. "Чем больше денег используется на поддержку приемлемых условий жизни для жителей Сибири, тем меньше их остается на инвестиции", - пишут ученые.
Хотя правительство еще не говорило о конечных целях, которые оно собирается достичь своими программами, некоторые чиновники предполагают, что население региона сократится на 600-800 тысяч человек, что существенно снизит расходы властей на обеспечение тепла, топлива, продовольствия и реализацию социальных программ.
Усилия правительства по переселению местных жителей поддерживаются не только Всемирным Банком, но и "Норильским никелем". Владимир Потанин, который приобрел комбинат в 1997 году, начал его модернизацию, что привело к сокращению рабочей силы практически в два раза, до 60 тысяч человек, и снял с предприятия большую часть обязанностей по поддержанию основных служб города.
"Норильский никель" и дальше планирует сокращать свой персонал, по мере поступления нового оборудования, значительно повышающего производительность труда, и по мере увольнения пожилых рабочих на пенсию. В связи с этим компания собирается снять с себя еще некоторые функции, например, обеспечение города автобусами.
Глава профсоюза комбината Валерий Мельников, ставший мэром города, говорит, что он в принципе поддерживает усилия правительства по переселению местных жителей. Однако добавляет, что государство и "Норильский никель" должны делать больше для того, чтобы помочь людям приобрести новое жилье и получить новые экономические возможности.
Есть и другой фактор, который замедляет переселение жителей: высокие зарплаты. В Норильске средняя зарплата равна 900 долларам США в месяц, в то время как по России средняя зарплата составляет всего 150 долларов.
Относительное богатство города, дополняемое высокими зарплатами, вызвало в городе некоторый бум. За последние годы в нем были построены новые магазины, кафе, ночной клуб и даже два боулинга. Все это дает людям лишние поводы остаться на месте. "Никто так и не сказал жителям Норильска, - говорит мэр, - что они здесь больше не нужны".