В 1907 году Пикассо опоздал на обед, который устроила в своей квартире в Париже Гертруда Стайн (Gertrude Stein /1874-1946/ - известная американская писательница - прим. пер.). Когда он уселся за стол возле Алисы Токлас (Alice Toklas /1877-1967/ - личный секретарь Гертруды Стайн - прим. пер.), она воскликнула, что ей очень нравится нарисованный им портрет г-жи Стайн, который висит в комнате на стене. На что Пикассо ответил фразой, которая стала впоследствии знаменитой: «Все говорят, что ей не нравится этот портрет. Но это не имеет никакого значения. Она полюбит его».
В схожей ситуации находится Олег Дерипаска. Продолжая переговоры с компанией Alcoa, мировым лидером в алюминиевой индустрии, он надеется, что американцы тоже его полюбят. И если они, действительно, его полюбят, то в сфере металлургии возникнет трансконтинентальный гигант, который бросит вызов недавно заключенному соглашению о слиянии канадской компании Alcan и французской Pechiney.
Российский олигарх владеет большинством акций российской алюминиевой компании «Русал» и холдинга «Базовый элемент», активы которого сосредоточены в целлюлозной индустрии и автомобилестроении, авиапромышленности и энергетике, металлургии и сфере страхования, а также в СМИ. Дерипаска очень внимательно следит за тем, как СМИ сообщают о его деловой активности. У него имеется большой штат специалистов по связям с общественностью и адвокатов, задача которых - рисовать его портреты в выгодном для него свете, а также создавать «нужную» картину о финансовой деятельности принадлежащих ему компаний.
Эта группа выступает с угрозами всякий раз, когда Дерипаске не нравятся его портреты, нарисованные другими. В настоящее время он судится с газетой Le Monde в Париже и газетой Frankfurter Allgemeine Zeitung во Франкфурте, обвинив эти СМИ в клевете. В США он нанял на работу бывшего генерального прокурора США и бывшего губернатора, чтобы те создали ему положительный имидж. В Москве он часто предъявлял судебные иски или угрожал подать в суд на различные газеты и их авторов.
Однако, как предупреждал Пикассо, время рассудит и все расставит по местам. Все эти усилия Дерипаски могут оказаться тщетными, если президент Владимир Путин захочет включить его в список пяти, семи или десяти российских олигархов, чьи империи, по мнению хозяина Кремля, должны быть разрушены.
В настоящее время в Москве Генпрокуратура РФ расследует обстоятельства приобретения Дерипаской акций страховой компании «Ингосстрах», «Автобанка» и металлургического комбината «Носта». Главным источником прибыли Дерипаски является компания «Русал», которая вслед за Alcoa является крупнейшим в мире производителем алюминия.
В сентябре прошлого года Дерипаска заплатил 2 млрд. долларов Роману Абрамовичу, выкупив принадлежавшие последнему 25% акций «Русала». Таким образом, сейчас «Базовый элемент» контролирует 75% акций «Русала». И теперь Дерипаска стремится как можно скорее приобрести оставшуюся четверть акций «Русала». При этом он менее оперативно, чем другие олигархи, готовит почву для продажи своих активов западным инвесторам. В настоящее время даже при желании Дерипаска не смог бы продать большую часть акций «Русала» таким иностранным компаниям, как Alcoa и Alcan-Pechiney. «СУАЛ-холдинг» Виктора Вексельберга (Siberian Ural Aluminum - SUAL), являющийся намного менее мощным конкурентом "Русала", проявляет больше активности на международном рынке, чем компания Дерипаски.
Проявляя осторожность, Дерипаска рассчитывает на то, что Кремль выполнит свое обещание и в ответ на лояльность олигарха не станет его преследовать. Но у Дерипаски могут возникнуть проблемы с новой налоговой политикой Кремля: олигарх должен обеспечить больше финансовой прозрачности в деятельности компании «Русал».
Недавно в Цюрихе против «Русала» судебную тяжбу вела швейцарская трейдерская фирма Aldeco AG, и арбитражный суд потребовал от холдинга Дерипаски выплаты материального ущерба в размере 100 млн. долларов. Конфликт сторон начался еще 2000 году, когда, получив контроль над Красноярским алюминиевым заводом (КрАЗ), «Русал» исключил Aldeco из числа торговых партнеров завода, расторгнув долгосрочные контракты.
Вскоре в международных инстанциях ожидается проведение еще нескольких судебных процессов по иску против «Русала» на сумму в сотни миллионов долларов. Дерипаска и «Русал» пытаются не допустить освещения этой проблемы в СМИ. Всякий раз, когда СМИ сообщают о деле Aldeco, представители «Русала» выступают с угрозами подать в суд на печатный орган, сообщающий проблемах холдинга, контролируемого Дерипаской.
Подобная тактика запугивающих писем и угроз следует за сообщениями о транспортировке алюминия «Русала» от одного порта к другому. После прошлогодних заморозков, которые парализовали порт Санкт-Петербурга, транспортировка алюминия в США, Китай и другие страны была произведена из других портов. Госкомстат сообщил, что в 2003 году «Русал» увеличил производство первичного алюминия примерно на 4% по сравнению с предыдущим годом.
В ближайшие месяцы Дерипаска, который, возможно, переживет 5, 7 или даже 10 угроз со стороны Путина, тем не менее может оказаться в числе тех олигархов, которые находятся под пристальным вниманием Кремля. Дерипаска понимает, насколько хорошо Кремль осведомлен о его бизнесе. Он может быть уверен в том, что почти ни одно из российских или зарубежных СМИ, которые на сегодняшний день сообщали о его бизнесе, не имеет тех огромных возможностей для сбора информации об олигархе, которыми обладает сам Путин.
На фоне дискуссий об угрозе экономической безопасности, которые продолжаются в России, Дерипаске надо доказывать своим недоброжелателям внутри Кремля и вне его стен, что «Базовый элемент» и «Русал» нельзя ставить на одну доску с компаниями «ЮКОС», Millhouse, «Интеррос» и «Норильский никель». Однако вместо этого Дерипаска решил вдохновить своих подчиненных поиграть за границей в игру в кошки-мышки, которая может уменьшить его шансы на выживание внутри России.