Россия требует от Европейского союза компенсацию за якобы экономический ущерб, который вынуждены нести российские компании в результате расширения этой организации на восток. Об этом заявил в Москве министр иностранных дел Игорь Иванов. В результате того, что соглашение о партнерстве и сотрудничестве (PKA) между Россией и ЕС приобретает с появлением новых членов в лице стран Центральной Европы новые рамки, "для нас недействительными становятся наши торговые договоры с десятью странами-кандидатами", - сказа Иванов. Их вступление в ЕС, по его словам, создает правовой вакуум и имеет негативные последствия для российских предприятий.
"Поэтому мы ищем компромисс", - сказал Иванов. При этом речь идет не о финансовой компенсации, а о политических уступках европейцев, например, в рамках идущих переговоров о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Однако ЕС подавляет новые требования в зародыше. "Никаких переговоров о компенсации никогда не было, и никогда не будет", - сказала пресс-секретарь торгового комиссара Паскаля Лами (Pascal Lamy). Лами сегодня встречается в Брюсселе с министром экономики и торговли Германом Грефом. Представитель Грефа Роберт Богданов подтвердил, что министр собирается поднять вопрос о компенсации: "Россия теряет ежегодно из-за вступления восточноевропейских стран в ЕС от 50 до 80 миллиардов евро". Именно это оспаривает Европейская комиссия: таможенная пошлина-де, которую ЕС взимает с импортных товаров из России, в среднем ниже, чем действующие в настоящее время тарифы в странах, вступающих в союз. Москва, со своей стороны, утверждает, что действующие торговые соглашения с бывшими государствами-сателлитами для России выгоднее.
Помимо этого Еврокомиссия настаивает на том, что с самого начала процесса расширения всем сторонам было ясно, что соглашения о партнерстве будут действительными и для расширившегося ЕС. Даже если Россия потерпит финансовые убытки, Москва не вправе ссылаться на положения, существующие в ВТО: они, конечно, предусматривают компенсацию, но ведь Россия пока не является членом организации.
Будто стараясь еще больше усложнить конфликт, Москва связывает расширение союза и с другим вопросом: с проблемой ратификации Киотского протокола, чего добивается ЕС. Соглашение о сокращении выбросов углерода в атмосферу может вступить в силу в связи с отказом США и Австралии подписать его только при наличии подписи Москвы. "Все говорят, что ключом для реализации протокола является Россия, это неверно, - аргументирует Иванов. Тот, кто уважает "нет", сказанное США и Австралией, и в то же время требует уступок от России, должен быть готов на "определенную компенсацию", сказал Иванов. Она могла бы быть, по оценкам российских экспертов, опять же в форме облегчения условий для вступления России в ВТО. Другой конфеткой могли бы стать уступки в двусторонней торговле с новыми членами ЕС.