Китай - это вопрос, но где найти на него ответ? Все понимают, что превращение Китая в экономическую супердержаву является исключительным событием, пусть мы даже и не осознаем до конца его значения. Китай с населением в 1,3 миллиарда человек, большинство из которых живут бедно, может оказывать влияние лишь на своих непосредственных соседей. Однако Китай, имеющий шестую по размеру экономику в мире и являющийся четвертым крупнейшим экспортером, чья экономика растет ошеломительными темпами (9,1 процента в 2003 году), и стремящийся быть первым во всех технологиях, сможет влиять на весь мир.
Об этом практически никто не говорит, потому что неизвестно, что об этом говорить. Ситуация совершенно новая. После второй мировой войны крупнейшие экономические и торговые партнеры США были также и нашими ближайшими политическими и военными союзниками. Китай в такую схему не вписывается. Будучи нашим третьим крупнейшим торговым партнером после Канады и Мексики, Китай не является ни нашим близким союзником, ни нашим противником. Люди ищут правильные слова. Является ли Китай "угрозой" или "возможностью"? Является ли он "партнером" или "соперником"?
Помимо того, мы не знаем, какой эффект оказывает Китай на мировую экономику. Является ли он магнитом, притягивающим своим низким уровнем заработной платы работу и инвестиции со всего света? Или же это могучий локомотив, чье развитие подтолкнет и всех остальных? До недавнего времени он казался магнитом. Китай привлек иностранных инвестиций на сумму в 500 миллиардов долларов США, главным образом на строительство новых предприятий и главным образом в ущерб другим азиатским государствам.
Однако в последнее время Китай стал локомотивом. В 2003 году его импорт вырос на 40 процентов. Импорт стали составил 36 миллионов тонн - рекордный показатель для любой страны. В 2003 году потребности Китая в нефти составили 35 процентов всего мирового спроса. Из-за потребности Китая в металлах цены на медь выросли на 40 %, на свинец - на 55 %.
Некоторые вещи понятны. Например, Китаю очень нужно создавать новые рабочие места, так как, по оценкам международного валютного фонда, его рабочая сила увеличивается каждый год на 10 миллионов человек. Помимо этого, проводимая модернизация неэффективных государственных компаний означает закрытие предприятий и увольнения. Тем временем крестьяне перебираются в города в поисках более высокооплачиваемой работы.
При всем при этом Китай не желает быть всего лишь источником дешевой рабочей силы. И человека в космос он запустил не только лишь из-за престижа. "Китайцы говорят: вы можете инвестировать, но мы хотим взамен ваши технологии", - отмечает американский торговый представитель Алан Вульф (Alan Wolff). Все компании должны быть обеспокоены тем, что они вооружают своего будущего конкурента.
У нас есть много общих интересов с Китаем - северокорейская ядерная программа, терроризм, статус Тайваня - однако наши политические взаимоотношения частично зависят и от наших экономических взаимоотношений. Если цена экономических отношений будет слишком велика, то это отрицательно будет сказываться на политике. Основное внимание нужно уделить нашему огромному дефициту в двухсторонней торговле с Китаем. Очень медленный рост занятости в США и большой дефицит в торговле с Китаем - означающий ничем не ограничиваемое использование китайской рабочей силы - является смертельной политической комбинацией.
Одна опасность заключается в том, что нынешний экономический рост Китая является следствием "мыльного пузыря" легких кредитов, который, лопнув, вынудит Китай еще сильнее полагаться на рабочие места, создаваемые иностранными корпорациями на территории страны. Другая опасность состоит в том, что Китай является всего лишь конечным звеном потребительской цепочки всей Азии и что Азия в общей сложности продает гораздо больше товаров, чем покупает. Например, две трети импортируемой Китаем из Тайваня продукции является комплектующими, которые потом собираются и реэкспортируются. Такая односторонняя торговля способствует перемещению рабочих мест в Азию. И это стало одной из причин, по которым администрация Буша (Bush) призвала Китай и другие азиатские страны переоценить свои валюты и сделать свой экспорт более дорогим.
Китайский потребительский рынок огромен, и очень многие компании стремятся застолбить на нем место. Однако существуют опасения, что мы сами способствуем возникновению неподконтрольного никому колосса. В воздухе продолжает висеть очень много вопросов о том, как влияет Китай на мировую экономику, и о том, какими будут отношения Китая и США - партнерскими или враждующими. На эти вопросы мы не знаем ответов - как, скорее всего, не знают их и китайцы.