Такой человек, как он, в России редкость. Владимир Рыжков - демократически настроенный независимый депутат российского парламента. Среди 450 депутатов таких есть еще семь человек, они попали в Думу, как и 37-летний сибиряк, победив в своих избирательных округах. В Думе доминирует, имея большинство в две трети голосов, кремлевская партия "Единая Россия". У историка из Барнаула, что на Алтае, нет иллюзий относительно ее влияния.
То, что Россия при Путине снова обрела авторитарные черты, стало уже азбучной истиной. Поэтому красноречивый политик не вписывается в хор, исполняющий жалобную песню о злом Кремле, закрывшем путь в Думу демократическим партиям "Яблоко" и СПС. Их лидеры сами виноваты в своей неудаче, говорит он, поскольку в России есть 15 процентов демократически настроенных избирателей, ссылается он на результаты опросов. "Однако руководителям либеральных партий не удалось мобилизовать этот потенциал. То, что они не смогли перед выборами объединиться, показывает, что наши демократические партии являются авторитарными сектами".
Из-за личного тщеславия лидеров демократических партий не удалось договориться о едином кандидате на президентских выборах, предстоящих в марте. Возможным кандидатом был сам Рыжков, но он, однако, отказался. Председатель партии "Яблоко" Григорий Явлинский, которого так ценят на Западе, отказался поддержать его, говорит он. Поэтому он не стал выдвигать свою кандидатуру.
Рыжков является уже ветераном российской политики. В возрасте 21-23 лет в перестроечные времена он был главой демократического движения в Барнауле, в 25 - стал представителем губернатора, в 27 - депутатом Думы - тогда от партии либеральных реформаторов экономики. Однако Рыжков, рассматривающий политические реформы в качестве решающего условия, вскоре стал вызывать раздражение у ее руководителей. Вместе с другими депутатами он создал центристскую партию "Наш дом - Россия" и в 31 год стал заместителем председателя парламента. Когда партия на выборах в конце 1999 года не смогла против Думу, он какое-то время входил во фракцию путинской партии. Но Рыжков все же критиковал нового президента и спустя несколько месяцев из фракции вышел.
На Алтае Рыжков воспитывался в "номенклатурной семье". Мать была партийным и советским функционером, уже в молодые годы она занимала высокие посты. Отец из семьи ушел. Мать позаботилась о том, чтобы сын учился в лучшей школе региона и на самом престижном факультете Барнаульского университета. Владимир был примерным учеником - какой-то отпечаток такового он сохраняет и по сегодняшний день. Способность к трезвому анализу, а также организаторские способности делают Рыжкова, женатого на бывшей сокурснице, самым желанным собеседником для российских и зарубежных средств массовой информации, прежде всего, для представителей немецких политических фондов.
Теперь, требует он, необходимо создать новое демократическое движение, в котором не было бы представителей прежних лидеров. Многие люди в России против авторитарного государства и против того, чтобы бюрократы опекали частную экономику. Рыжков отказывается от карьеры милостью Кремля. "Мои политические убеждения сформировались в рамках демократического движения, - говорит он. - Моей мечтой всегда было создание российского варианта ХДС". По приглашению ХДС он вскоре приедет в Берлин.