Вашингтон, 3 февраля 2004 года (UPI). В последнее время высказывается много критики в связи с состоявшимися в России в прошлом (так в тексте - прим. пер.) месяце парламентскими выборами. Однако имеются некоторые ободряющие признаки, что новая Дума будет играть более существенную роль в российской политической жизни.
Прежние законодательные органы, быть может, избирались более демократическим путем, но не играли серьезной роли в выработке политики. Борис Грызлов, бывший министр внутренних дел, ставший сегодня спикером, сказал на прошлой неделе, когда новая Государственная Дума РФ собралась на свое первое заседание, что "начинается трудная работа", и что законодателям предстоит рассмотреть более 70 приоритетных законопроектов.
Действительно, есть признаки, что Дума, быть может, прочно поставит Россию на курс, ведущий к ответственному правительству. Андрей Логинов, представитель правительства в Думе, 26 января объявил, что кабинет министров намерен, консультируясь с членами Думы, готовить новые законопроекты в ходе так называемых "нулевых" обсуждений, вместо того чтобы просто представлять готовые законопроекты для рассмотрения в Думе.
Создание рабочих групп в составе представителей исполнительной власти, законодателей и внешних экспертов стало бы одним из шагов к тому, чтобы сделать Думу более профессиональным законодательным органом, а не "говорильней".
Кремль также дал указание парламентской фракции своей партии "Единая Россия" порвать с законодательной традицией (распределения председательских кресел в думских комитетах среди представленных в Думе партий) в пользу принятой на Западе системы, когда партия большинства занимает все председательские кресла и формирует большинство комитетов.
Кое-кто осудил это как "антидемократическую" меру, однако она делает "Единую Россию" ответственной за ровную работу законодательного органа и за прохождение законопроектов. Не должно больше быть "пробок" как извинительной причины для непринятия Думой конкретного законодательного предложения.
Ультранационалист Владимир Жириновский, чья Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) не входит в коалицию с "Единой Россией", по этому поводу заметил следующее: "Думское большинство несет ответственность как за это решение, так и за его последствия. Для оппозиции даже удобно, что все находится в руках думского большинства, поскольку коллективная ответственность ни к чему хорошему не приводит".
Новых председателей думских комитетов нельзя назвать никчемными людьми, которые только лишь проштамповывают чьи-то решения. Некоторые из них знакомы западным политикам.
Андрей Кокошин, заместитель министра обороны в первой ельцинской администрации и активный сторонник американо-российского сотрудничества в борьбе с угрозами терроризма и распространения оружия массового поражения (ОМП), сохранит свой пост председателя комитета, занимающегося отношениями России с ее соседями из "ближнего зарубежья", которые, вполне вероятно, будут одним из "запалов" в разжигании напряженности в отношениях между Вашингтоном и Москвой.
Виктор Заварзин, глава Комитета ГД по обороне, был первым российским представителем в Организации Североатлантического договора (НАТО).
Павел Крашенинников, депутат от Союза правых сил (СПС), который переметнулся в другую партию, останется главой Комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству и, как ожидается, отдаст свой опыт на то, чтобы сделать заседания Думы более профессиональными. "Главной задачей руководящего состава новой Думы является перевод России после президентских выборов на парламентскую форму правления - когда министров правительства (включая и премьер-министра) предлагает и несет за них ответственность партия большинства, - заявил 22 января с.г., согласно сообщениям в российских средствах массовой информации (СМИ), Крашенниников. - 'Единая Россия' выиграла парламентские выборы и получила большинство в новой Государственной Думе РФ. Она намерена выдвинуть кандидатуры своих членов на занятие должностей в исполнительных органах власти".
Есть некоторые признаки, что президент Владимир Путин согласится на эту идею. Заставив ключевых членов своего аппарата стать членами "Единой России", он сможет придать себе демократический налет, сделав свое правительство технически ответственным перед избранным органом законодательной власти - роскошь, которой никогда не имел его предшественник Борис Ельцин.
Российская газета "Коммерсантъ" процитировала неназванный источник в "Единой России", который якобы сказал: "Партии следует показать, что она в парламенте выполняет волю народа, а законодатели, со своей стороны, будут контролировать правительство".
Подобное развитие событий в краткосрочной перспективе играет на руку Кремлю. Но в таком случае был бы сделан важный шаг в эволюции России к демократии - учреждение подотчетной парламенту формы правления по французскому или немецкому образцу.
Если судить по недавним парламентским выборам, российская демократия, возможно, отступила на шаг, но дело может кончиться тем, что она сделает два важных шага вперед, дав гораздо более надежные законные опоры будущей окрепшей демократии.