Наверное, всех беспокоит проблема массового бегства квалифицированных рабочих мест из США в страны третьего мира. Но эти опасения, вероятно, неуместны. В то время как некоторые из этих рабочих мест перемещаются за границу, экономика США способна создать множество новых рабочих мест внутри страны. И многие из рабочих мест, которые переедут за границу, позволят сэкономить деньги за счет того, что телефонная связь там будет стоить дешевле. Американцы тоже извлекают из этого выгоду. Экономия от работы телефонного центра в Индии отражена в цене вашего нового персонального компьютера.
В любом случае в США не существует большого дефицита рабочих мест. Безработица находится на уровне, который в прошлом трудно было бы представить без существенной инфляции. Иммигранты продолжают приезжать и находить работу. Образованные американцы процветают, иностранцы настолько уверены в стабильности нашей экономики, что в нее продолжается огромный приток капитала. Действительно, реальная угроза для американской экономики кроется не в соперничестве с преуспевающими странами, а в огромных барьерах, которые создают страны, не способные обеспечить стабильный экономический рост, необходимый для глобального процветания.
Мир, который для обеспечения политической безопасности долгое время зависел от военной мощи США, теперь для обеспечения экономической безопасности зависит от потребительских расходов американцев, и я полагаю, что эта новая форма зависимости дает повод для тревоги. В перспективе такая ситуация вряд ли сохранится надолго. Согласно оценкам многих экспертов, мировая экономика находится на подъеме. Но что же все же вызывает тревогу?
Рассмотрим ситуацию в Евросоюзе, который пока еще обладает второй после США по величине экономикой. В европейских странах, где население стареет и растут расходы на социальные нужды, в предстоящие годы рост экономики, скорее всего, будет замедляться. Демографическая ситуация в Европе является особенно тревожной: старшее поколение, вероятно, будет больше пытаться сохранить статус-кво, чем рисковать.
В Китае наблюдается бурный рост экономики. Как отмечает экономист Чикагского университета Элвин Янг, в период с 1986 по 1998 гг. Китай сообщал о ежегодном росте экономики на 9,2%, однако при этом Пекин систематически занижал данные об инфляции. Другое наблюдение Янга состоит в том, что Китай заявляет об увеличении рабочей силы, хотя на самом деле речь может идти о том, что вчерашние крестьяне переезжают в город.
Все это позволяет предположить, что статистические данные, приводимые Китаем, возможно, являются не совсем точными. Эти данные исходят от закрытой политической системы Китая, которая, как я подозреваю, недостаточно гибка, прозрачна и спосообна к реагированию, чтобы справиться с вызовами современного мира. Банковская и юридическая системы Китая слабы. Если бы в США возник спад на потребительском рынке, то экономика Китая могла бы оказаться в беде. В Японии, несмотря на некоторые признаки оживления экономики, проблемы продолжаются. Население страны стремительно стареет, однако правительство не хочет открывать страну для иммигрантов. Япония все еще не приступила к фундаментальным реформам, необходимым для стимулирования ее экономики.
Между тем огромная часть земного шара все еще далека от процветания. Проблемы Африки кажутся неразрешимыми, а ближневосточные страны все еще страдают пристрастием к нефтяным доходам и имеют склонность к автократии. Что касается Латинской Америки, то здесь время от времени одна страна начинает преуспевать, а другая погружается в кризис. И даже внушающая оптимизм ситуация в экономике Индии, России и Бразилии ни в коем случае не гарантирует устойчивого роста.
Теперь населению планеты остается надеяться, что практичные американцы купят достаточно много товаров, чтобы продвинуть все остальные страны вперед. Я со своей стороны готов внести свой вклад в решение этой задачи. Но что, если вдруг ситуация на финансовых рынках ухудшится? Или вдруг произойдет обвал на рынке недвижимости, либо обрушится доллар? Многие дискуссии об американской экономике завершаются обычно признанием того факта, что все, вероятно, будет ОК, потому что, именно так обычно и бывает.
Но если мы беспокоимся по поводу стабильности в экономике, то мы должны обсуждать реальную ситуацию, а не увеличение числа рабочих мест. Давайте поможем американским рабочим и служащим приспособиться к экономическим изменениям и удвоим наши усилия в сфере образования. И лишь после этого сконцентрируем внимание на том, чтобы дать стимул развитию экономики в других странах, что, в свою очередь, обеспечит рост экономики в нашей стране.
* Даниэль Акст - известный американский журналист, автор ежемесячного комментария в газете The New York Times