Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Демократия для народа

Использование концепции демократии для прикрытия политики

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Чем больше я слышу, как вашингтонские политики говорят о "продвижении демократии", тем больше эти разговоры напоминают мне одну историю. Некий солдат из штата Техас был обеспокоен тем, что голосование по системе "один человек - один голос" позволяет недостойным гражданам оказывать слишком большое влияние на общество, и поэтому добродетельным гражданам необходимо предоставить несколько голосов.

Чем больше я слышу, как вашингтонские политики говорят о "продвижении демократии", тем больше эти разговоры напоминают мне одну историю. Некий солдат из штата Техас был обеспокоен тем, что голосование по системе "один человек - один голос" позволяет недостойным гражданам оказывать слишком большое влияние на общество, и поэтому добродетельным гражданам необходимо предоставить несколько голосов.

Демократия - хитрая штука. На русском политическом языке термин "democracy" может быть передан двумя словами. Демократия означает внешний процесс - выборы, передача власти, верховенство закона. Однако некоторые левые партии проводят различие между демократией и другим словом, которое является буквальным переводом с греческого: народовластие. Это слово означает, что режим защищает интересы и благосостояние народа. Поэтому, следуя данной логике, может существовать демократическая избирательная система, в которой люди имеют право выбора, но только из плохих и еще более худших альтернатив - то есть им приходится голосовать за меньшее из зол. При этом у них не возникает ощущения, что их интересы будут реально представлены и защищены.

С американской точки зрения, имеется риск того, что будут избраны "не те" люди. Итак, что произойдет, если демократические или полудемократические процессы приведут к неблагоприятным, с нашей точки зрения, результатам? Россия представляет собой интересный пример.

Избирательный процесс в России имеет изъяны - в этом никто не сомневается. Администрация Путина располагает огромными административными ресурсами, которые позволяют ей управлять ходом выборов. Однако при всем при этом нет оснований считать, что результаты декабрьских выборов в Государственную Думу абсолютно не совпадают с мнением народа.

Очевидно то, что среднего российского избирателя легко ввести в заблуждение и ему не нужно ничего, кроме продолжения авторитарного правления. Новое законодательное собрание наполнено рабочими лошадками и преступниками.

Однако главным является то, что почитаемые в Америке прозападные партии, чьи лидеры говорят на прекрасном английском и превозносятся Вашингтоном, не смогли пройти в Думу. Даже Кремль был удивлен результатами, так как считалось, что две демократические партии смогут преодолеть 5-процентный барьер, необходимый для попадания в Думу.

Обе партии теперь пересматривают свои стратегии, и вдохновляющим надежду признаком является то, что Союз Правых Сил начал массивное партстроительство в регионах - там, где их предвыборная реклама, в которой лидеры партии летели над Россией на частном самолете, не оказала никакого воздействия на обедневших в ходе реформ россиян.

Еще одно возможное решение - дать представителям российской интеллигенции по три голоса.

Как все это относится к планам демократизации Ближнего Востока? Иракская демократия скорее всего не сделает Ахмеда Чалаби (Ahmad Chalabi) новым президентом. И в связи с этим возникает один очень важный вопрос. Наблюдается интересное развитие событий, сближение либералов и консерваторов, обвиняющих Америку в существовании диктаторских и авторитарных режимов в арабском мире. Это смешно. Возможно, Соединенные Штаты и не прикладывали максимальных усилий для зарождения демократии в регионе, но вместе с тем не они и устанавливали нынешние режимы. Поэтому будет ошибкой думать, что арабский мир будет считать демократию подарком Соединенных Штатов. И поэтому имеется вероятность того, что проамериканские политики не добьются успеха в по-настоящему демократическом арабском обществе.

Для наших интересов в Ираке и в других частях света будет лучше всего, если в этих регионах власти будут демократическими не только с процедурной точки зрения, но и если большинство населения этих стран будет считать правящий режим законным, служащим своим гражданам и защищающим их. Интересы США будут защищены лучше, если правительства других стран будут в состоянии определять, в чем заключаются их собственные интересы, и если мы сможем придти с ними к приемлемому сосуществованию. Более стабильному международному порядку способствует общность интересов, а не общность ценностей.

На страницах этого журнала на прошлой неделе Николай Петро (Nicolai Petro) предупредил: "Использование концепции демократии для прикрытия политики Соединенных Штатов нанесет непоправимый ущерб и интересам США, и американской демократии". К этому здравому мнению необходимо прислушаться.