Голландец Яаап де Хооп Схеффер (Jaap de Hoop Sheffer) занял в январе пост генерального секретаря НАТО - с добрыми пожеланиями 19 государств-членов, чтобы он вывел военный альянс из, пожалуй, самого глубокого в его истории кризиса. В пользу этого назначения говорили его опыт дипломата и политическая карьера в Христианско-демократической партии Нидерландов, приведшая его во главу Министерства иностранных дел.
"Sueddeutsche Zeitung": Раненный альянс - это были Ваши первые слова на новой должности.
Де Хооп Схеффер: Это не так. Я говорил об этом год назад. Альянс невредим, но позади у нас трудный год.
"Sueddeutsche Zeitung": Зарубцевались ли открытые раны, вызванные войной в Ираке?
Де Хооп Схеффер: Вы можете долго анализировать, что было сделано неправильно. НАТО не была использована в качестве трибуны для обсуждения вопроса глубоких разногласий. Но мы должны смотреть вперед.
"Sueddeutsche Zeitung": Кто был виноват?
Де Хооп Схеффер: Я никого не обвиняю. Мы последний год только и делали, что перекладывали вину с одного на другое. Это ни к чему не приведет - мы не должны больше этого делать.
"Sueddeutsche Zeitung": То есть, никакого анализа?
Де Хооп Схеффер: Глубокого анализа тут не надо. Моя работа заключается в том, чтобы не допустить повторения.
"Sueddeutsche Zeitung": Станет ли в будущем решать вопрос о проведении операций снова альянс или же будут опять появляться коалиции из желающих?
Де Хооп Схеффер: Самая мощная коалиция - НАТО. Это понимают и американцы. В Вашингтоне существует поддержка союза вне зависимости от партийной принадлежности: начиная от президента и кончая депутатами. В прошлом году в отношениях между сторонами по обе стороны Атлантики появилась напряженность, поскольку европейцы были лишены единства. Но как только Европа начинает говорить одним голосом, к ней сразу же начинают прислушиваться по другую сторону Атлантики.
"Sueddeutsche Zeitung": Однако все не так просто. Европе, конечно, не хватало единства, но Америка тоже виновата в расколе альянса. Тот, кто по своему усмотрению создает коалиции, вредит НАТО.
Де Хооп Схеффер: США, по моему мнению, этого не делали. Многие европейцы все же поддержали США и Великобританию. Проблема заключалась в том, что этого не сделали два других крупных союзника: Германия и Франция, что было более чем законно. Этот раскол имел негативные последствия как для альянса, так и для ЕС.
"Sueddeutsche Zeitung": Вы сказали, что соперничество Европы с США не более, чем миф. Не кроется ли за этим нечто большее?
Де Хооп Схеффер: Если бы европейская внешняя и оборонная политика была направлена против США, то тогда это привело бы к расколу. Европа, пытающаяся искать свое "я" в соперничестве с США, успеха не добьется. И, наоборот, США нужны союзники, они не могут действовать в одиночку.
"Sueddeutsche Zeitung": Членами НАТО и ЕС являются почти одни и те же государства. Не было бы полезным для НАТО, если бы государства ЕС объединились, в своего рода, еврогруппе, как это предлагает министр иностранных дел Германии?
Де Хооп Схеффер: В этом нет необходимости, да и нецелесообразно. Я не вижу необходимости создавать особую еврогруппу в рамках НАТО. Европа, конечно, должна взять на себя большую ответственность. Но я не думаю, что это должно привести автоматически к появлению новой структуры в НАТО.
"Sueddeutsche Zeitung": Где будут войска НАТО через 12 месяцев? В Афганистане, в Ираке? Войска НАТО даже в Иерусалиме - теперь вдруг все снова кажется возможным?
Де Хооп Схеффер: Сейчас Вы заглядываете слишком вперед. Сначала я вижу возможность расширения задач НАТО в Афганистане. Это соответствует нашим решениям.
"Sueddeutsche Zeitung": А в Ираке?
Де Хооп Схеффер: Когда после первого июля появится суверенное иракское правительство, тогда я вполне могу себе представить, что это правительство обратится через ООН к НАТО с просьбой сделать что-то большее. И тут я вижу сигналы из Берлина и Парижа, говорящие о том, что все это сегодня возможно.
"Sueddeutsche Zeitung": А на Ближнем Востоке?
Де Хооп Схеффер: К сожалению, там между враждующими сторонами еще большая пропасть. Кажется, что никто не в состоянии заставить выйти из клинча Израиль и палестинцев. Я смогу говорить о роли НАТО только тогда, когда появится мирное соглашение. Но до этого очень далеко.
"Sueddeutsche Zeitung": Продолжают ли американцы действовать по своему собственному усмотрению или же они готовы поставить войска под командование НАТО?
Де Хооп Схеффер: В долгосрочном плане они это вполне могут сделать - мы должны обсудить взаимозависимость между обеими миссиями. Некоторые вопросы остаются открытыми. Поэтому я сознательно не смешиваю войска из состава Isaf и части, действующие в рамках антитеррористической операции "Enduring Freedom". Однако, может быть единый командующий.
"Sueddeutsche Zeitung": То есть, главнокомандующий войсками НАТО?
Де Хооп Схеффер: Я не хочу очень уж детализировать.
"Sueddeutsche Zeitung": Ваш предшественник Джордж Робертсон (George Robertson) говорил, что если НАТО потерпит в Афганистане неудачу, то крахом кончится вообще все. Он прав?
Де Хооп Схеффер: Мировое сообщество, то есть и НАТО, не могут допустить, чтобы их в Афганистане постигла неудача. НАТО может внести вклад в безопасность и стабильность. Но Афганистану необходима более масштабная помощь: от Организации Объединенных наций, от других государств-кредиторов, от ЕС.
"Sueddeutsche Zeitung": После окончания "холодной войны" во взглядах европейцев и американцев на проблемы безопасности появилась глубокая пропасть, например, что касается нанесения превентивных ударов.
Де Хооп Схеффер: Разногласия не такие уж глубокие. Об этом свидетельствует новая стратегия безопасности европейцев. Любая европейская страна, как и США, стала бы в случае непосредственной угрозы говорить о праве на самооборону. В том числе, и в превентивном порядке. Европейский союз и США должны продолжить обсуждение этого вопроса.
"Sueddeutsche Zeitung": Почему Вы не используете трибуну НАТО в качестве трибуны для дискуссии?
Де Хооп Схеффер: НАТО в достаточной мере не использовалась в этих целях из-за политических разногласий. Но мы обязаны это делать, лучше всего в неофициальной обстановке.