Тбилиси, 5 февраля 2004 года. Новый президент Грузии Михаил Саакашвили хочет сделать борьбу с коррупцией главным направлением деятельности своей администрации. Перед ним стоит наитруднейшая задача.
При Эдуарде Шеварднадзе Грузией правила глубоко укоренившаяся бюрократия, которая срослась с организованной преступностью. Коррупция стала образом жизни, вызывая широко распространенный цинизм, разрушая доверие народа к правительству и подрывая экономические перспективы страны. С годами грузины примирились с тем, что их страна является неудачницей на окраине цивилизации. Народ утратил веру в государственные институты, которые не способны наладить бесперебойное снабжение электричеством и водой. Четверть миллиона грузинских беженцев стали живым свидетельством неспособности правительства разрешить конфликты с сепаратистами Абхазии и Южной Осетии.
При Шеварднадзе грузины не могли привлекать к ответственности коррумпированных политиков. Более половины населения страны опустились ниже черты бедности. Вместо борьбы с коррупцией многие грузины ради своего выживания пошли в "теневую" экономику, на долю которой приходится до 80% суммарного производства. В стране пышно расцвели контрабанда и незаконная торговля наркотиками, оружием, горюче-смазочными материалами, проститутками и детьми. Но сегодня грузинам до смерти надоело разъедающее воздействие теневой экономики, и многие готовы пойти на жертвы в обмен на возможность начать жизнь сначала.
Грузины ликовали, когда проходила церемония инаугурации Саакашвили. Связанные с ним ожидания достигают заоблачных высот, и ему необходимо использовать народный мандат, чтобы разрушить коррумпированную структуру власти Грузии. Саакашвили уже послал ясный сигнал мафиозным структурам и народу в целом, что намерен всерьез повести борьбу с коррупцией. Буквально через считанные дни после его избрания президентом грузинский спецназ провел в Батуми задержание бывшего начальника Грузинской железной дороги, которого обвиняют в уклонении от уплаты налогов. Вскоре в тюрьме оказались и некоторые другие видные личности, в частности, бывший министр энергетики и председатель Футбольной ассоциации Грузии.
Антикоррупционная кампания Саакашвили стартовала неплохо, однако для нее важна прозрачность, чтобы избежать обвинений в политических или личных мотивах. Новое правительство Грузии должно подойти к борьбе с коррупцией с прицелом на длительную перспективу, делая упор на меры по укреплению в стране системы отчетности. Следует увязать антикоррупционную кампанию с общей стратегией Всемирного банка по оказанию Грузии финансовой помощи. Должны быть выделены достаточные ресурсы Министерству внутренних дел Грузии. В интересах прозрачности ассигнования должны распределяться через парламент, а не через Министерство финансов. Парламент должен сыграть очень важную роль в борьбе с коррупцией, сделав упор на укрепление государственного аудита и приведение в соответствие основных законодательных актов и правил.
Одной из самых больших ценностей Грузии являются ее многочисленные и динамичные неправительственные организации. Им отводится функция оценки работы правительственных чиновников, осуществления контроля за расходами и информирования общественности о вскрытых недостатках.
Сегодня грузины ожидают от своего правительства большего. Они хотят, чтобы Саакашвили сократил численность замаравших себя чиновников и решил проблему патронажа, насаждая принцип выдвижения людей на руководящие должности в соответствии с их личными заслугами.
Для восстановления доверия народа к правительству Саакашвили должен принять меры к пополнению государственной казны посредством налогов и таможенных пошлин. Местная экономическая активность и иностранные прямые инвестиции не выйдут из застоя, пока правительство не усовершенствует процедуры их регулирования и лицензирования, которые являются "дойной коровой" для коррумпированных чиновников.
Грузинская "розовая революция" - самое позитивное событие на постсоветском пространстве за более чем десятилетие. Она представляет собой победу либеральной демократии над цинизмом. Однако нынешняя эйфория будет недолгой, если новое правительство не сумеет улучшить управление и разгромить коррупцию. Грузины не могут быть пассивными зрителями; Саакашвили нуждается в их активном участии, чтобы сделать Грузию жизнеспособным государством.