В конце текущей недели министры финансов и главы центральных банков «большой семерки» проведут совещание в городе Бока-Рейтон (Флорида, США). Давно уже такого рода мероприятия не вызывали столь огромного интереса во всем мире. В середине января курс единой европейской валюты достиг рекордного уровня: цена 1 евро достигла 1,29 долл. С начала года ни дня не проходит без заявлений руководителей США или европейских стран, в которых затрагивается вопрос об обменном курсе евро.
Европейские страны стремятся остановить затянувшийся взлет их валюты, который угрожает хрупкому экономическому подъему. Однако никто не может исключить неудачного исхода заседания «семерки» во Флориде, на котором между американцами, европейцами и японцами развернется настоящее сражение по вопросу о валютном регулировании. Неудача этой встречи может привести к новому взлету европейской валюты.
Самая ясная политика в области валютного регулирования сегодня пока у Японии. Правительство этой страны не желает увеличения курса йены, и поэтому в январе Банк Японии на валютные интервенции потратил более 60 млрд. долларов. Такая стратегия массированного наступления привела к относительной стабильности.
Между тем позиция США выглядит достаточно лицемерной. Официальные лица в Вашингтоне заявляют, что «сильный доллар отвечает интересам американской экономики». Президент Джордж Буш и министр финансов Джон Сноу (John Snow) постоянно твердят об этом, когда им задают вопросы относительно курса доллара. Однако уже никто не обращает внимания на эту ритуальную формулировку, лишенную смысла.
За минувшие несколько месяцев Вашингтон ни разу не выразил сожаления по поводу падения курса доллара. Напротив, министр финансов США неоднократно подчеркивал преимущества слабого доллара для показателей экспорта и экономического роста. И главное, он призывал не вмешиваться в ситуацию на валютном рынке, который, по его словам, сам должен регулировать курс доллара.
Наблюдая за этой позицией администрации США, операторы финансовых рынков до конца января были убеждены в том, что снижение стоимости доллара отвечает интересам Белого дома, который даже стимулирует падение курса своей валюты. Однако эта уверенность была серьезно расшатана главой Федеральной резервной системы США Аланом Гринспаном (Alan Greenspan), который 28 января объявил о намерении повысить процентные ставки. Еще в августе прошлого года Федеральная резервная система обещала сохранять процентные ставки на прежнем уровне «в течение длительного периода». Теперь же, судя по всему, позиция этого учреждения претерпела изменения.
В разгар предвыборной кампании американская администрация должна выбрать между очередным снижением курса доллара и попыткой стабилизации, которая позволит отложить повышение процентных ставок на период, который наступит после президентских выборов. Эта неопределенность в позиции Вашингтона может облегчить задачу европейцев, которые стремятся выступать с единой позицией в вопросе о соотношении курса евро и доллара.
19-го января в Брюсселе министры финансов еврозоны консолидировались с позицией председателя Европейского Центрального Банка Жан-Клода Трише (Jean-Claude Trichet) и, выразив беспокойство по поводу «несоразмерных колебаний обменного курса», заявили о необходимости «стабилизации». Они также подчеркнули, что «долгосрочная стратегия остается неизменной: евро должен сохранять свою стоимость в средне- и долгосрочной перспективе сообразно с его экономическим фундаментом». Это заявление министров финансов еврозоны полностью повторяет точку зрения Жан-Клода Трише, озвученную несколькими днями ранее во Франкфурте-на Майне (в этом городе находится штаб-квартира Европейского Центробанка - прим. пер.).
Тем не менее, между европейскими правительствами не существует единой позиции по поводу резкого повышения курса евро. Некоторые подчеркивают отрицательные стороны, другие, напротив, настаивают на преимуществах повышения стоимости европейской валюты. С одной стороны, рост курса евро помогает Европейскому Центробанку ограничивать инфляцию. С другой стороны, подорожание евро отрицательно сказывается на показателях экономического роста и рейтинге европейских правительств.
Кажется парадоксальным тот факт, что европейским странам пока удается выступать единым фронтом по проблеме евро. Ведь всего два месяца назад страны ЕС пережили глубокий раскол, вызванный разногласиями по Пакту стабильности в еврозоне и по вопросам бюджетной политики. И все же внешне кажущаяся незыблемой позиция стран Европы по вопросу о евро на самом деле является неустойчивой.
Прежде всего, ведущие банкиры весьма скептически оценивают возможности правительств оказать воздействие на ситуацию на валютном рынке. По их мнению, лишь Жан-Клод Трише может поддержать стабильность на международных финансовых рынках. Выступления же политических деятелей Европы лишь сводят на нет положительный эффект от заявлений главы Европейского Центробанка. Другая проблема состоит в том, что правительства стран еврозоны и Центробанк не могут договориться в вопросе о том, каким должен быть курс евро. По мнению большинства европейских министров финансов, европейская валюта вступила в «опасную зону». Однако Европейский Центробанк так не считает: его глава заявляет о том, что в соотношении курса 1 евро = 1,25 долл. нет ничего необычного и тем более тревожного.
Словом, представители Европейского Центробанка опасаются быстрого падения евро, в то время как правительства европейских стран как раз делают все возможное, чтобы обеспечить снижение курса этой валюты. В этой ситуации, когда каждая из сторон пытается не допустить ущемления своих прерогатив, даже малейший рост курса евро может «взорвать» показное единодушие.
Вспомним, что сразу после заявления министра финансов Франции Франсиса Мера (Francis Mer) о том, что 19-го января на совещании в Брюсселе «был затронут вопрос о понижении процентных ставок в Европе», последовала немедленная реакция Жан-Клода Трише. В своем заявлении от 26-го января глава Европейского Центробанка заявил, что на указанном совещании «вопрос о процентных ставках не обсуждался».
На этом фоне неудача предстоящего совещания «семерки» во Флориде, бесспорно, приведет к усилению разногласий между Европейским Центробанком и европейскими правительствами. Даже если правительства стран еврозоны увеличат давление на Европейский Центробанк, последний будет еще долго сопротивляться, прежде чем вмешается в ситуацию на валютном рынке, чтобы тормозить повышение курса евро.
У Европы по сути отсутствует четкая политика в отношении валютного рынка. Единственный шанс для зоны евро состоит в том, чтобы американцы - администрация Буша и Федеральная резервная система - пришли к выводу о том, что курс доллар чрезмерно снизился. Таким образом, судьба единства европейцев оказалась в руках Вашингтона.