Молчание относится к числу его самых выдающихся добродетелей, что для человека спецслужбы, наверняка, может рассматриваться как желательная черта. Николай Патрушев, директор российской контрразведки ФСБ, следует, впрочем, этой добродетели, прежде всего тогда, когда ситуация приобретает для его службы неприятный оборот. Он хранил молчание во время захвата заложников в московском Музыкальном театре: ни слова о том, каким образом до зубов вооруженные террористы добрались до Москвы, как им удалось незаметно подготовить свой теракт, а затем захватить 800 заложников.
И на этот раз, спустя четыре дня после кровавого террористического акта в московском метро, создается впечатление, будто глава ФСБ дал обет молчания. При этом разбирательство в случае с заложниками и террористическими актами находится без всяких сомнений в компетенции этой службы. Патрушев, однако, избегает показываться на месте катастроф. Он не хочет, чтобы его имя называли в связи с подобными инцидентами. По старому русскому суеверию - можно навлечь несчастье и на самого себя.
До сих пор самому главному разведчику страны удавалось избегать неприятностей для своей собственной персоны, хотя уже не раз ходили слухи о его отставке. Однако Патрушев, родившийся в 1951 году в советском Ленинграде, считается "человеком президента". Путина и его связывает наряду с происхождением из одного и того же города также карьера в разведке, еще в прежнем КГБ, в котором отец двоих детей начал службу в 1974 году.
В последнее время он активно стремился к тому, чтобы в ФСБ видели не "сегодняшний КГБ", а " отечественную спецслужбу", "отвечающую новой демократической форме российской государственности". Снова оживившаяся "шпиономания", преследование защитников окружающей среды и журналистов, но, прежде всего, просачивание сотрудников спецслужбы во все государственные структуры позволяет уяснить, как следует понимать Патрушева.
При этом всемогущий молох КГБ был после распада Советского Союза поделен и подвергался неоднократной реорганизации. В апреле 1995 года президентским указом была создана ФСБ. Патрушев возглавил ее в августе 1999 года, став на этом посту преемником Владимира Путина, который был назначен премьер-министром. Патрушев наряду с Путиным является в настоящее время самым большим долгожителем в руководстве в высшем эшелоне власти.
Полезным ему в этом оказывается благоприятное сочетание умения пользоваться властью, профессионализма и личных связей. По слухам, глава Кремля, который ценит в своих людях, прежде всего, лояльность, общается с главой своей разведки также в частном порядке. Оба любят шашлыки и пиво и, без сомнения, имеют одинаковое мировоззрение, в котором шпионам в строительстве государства отводится особая роль.
Сколь прочна эта связь, на этот счет теперь снова появляется сомнение. После террористического акта в московском метро между Министерством внутренних дел и ФСБ Патрушева разгорелся спор: оба ведомства отвечают за внутреннюю безопасность и традиционно соперничают друг с другом. Соперничество между Министерством внутренних дел и ФСБ имеет традицию. Руководство за проведение военной кампании в Чечне тоже не раз переходило от одного ведомства к другому. В период между 2001 и 2003 годами этот отрезок современной российской политики находился в руках Патрушева.
Милиционерам, пользующимся в России крайне плохой репутацией, очевидно, надоело, выслушивать в свой адрес критику за постоянные террористические акты. Они напоминают своим соперникам из спецслужбы о том, что те очень и очень плохо выполняют свою конституционную задачу по борьбе с терроризмом, прежде всего, по предотвращению террористических актов с участием террористов-смертников. Милиционеры отдуваются за грехи сотрудников спецслужбы, не имея ни организационных, ни финансовых возможностей для предотвращения подобных терактов. И они постоянного говорят о том, что патрушевские молчаливые люди в макинтошах отказывают им в важной информации. Теперь слово за главой Кремля: то ли призвать к дисциплине милиционеров, то ли, пусть и с тяжелым сердцем, все же сурово покарать главу ФСБ Патрушева.