Москва, 9 февраля 2004 года. В прошлую пятницу в вагоне московского метропоезда взорвалась бомба. В первые же минуты погибло, по меньшей мере, 39 человек, а еще 134 человек получили ранения различной степени тяжести. Потери могли бы быть больше, если бы не героическое поведение машиниста метропоезда Владимира Горелова, который сумел быстро затормозить состав и передать диспетчеру, чтобы отключили электропитание, тем самым позволив более 500 пассажирам благополучно выйти из вагонов и по тоннелю покинуть опасное место. По свидетельству очевидцев, большой паники среди пассажиров не было.
Быть может, люди привыкли к подобным зверствам? Эта трагедия под землей снова напомнила, насколько опасной является Россия Владимира Путина. Он не сумел умиротворить Чечню, сепаратисты которой были незамедлительно названы виновниками данной трагедии. В последние 9 месяцев свыше 200 человек стали жертвами терактов в России, многие из которых совершили чеченские террористки-смертницы.
Путин тут же обвинил в последнем взрыве Аслана Масхадова. Он также осудил европейских политиков, которые ранее призывали к переговорам с Масхадовым. "Россия не ведет переговоров с террористами. Она их уничтожает", - сказал Путин.
Представитель Масхадова за рубежом Ахмад Закаев отрицал ответственность чеченцев за взрыв в московском метро и утверждал, что к нему "прямо или косвенно" причастны российские спецслужбы. "Мы осуждаем все формы терроризма, - заявил Закаев. - Наше дело погибнет, если нас станут связывать с терроризмом". Единственным чеченским полевым командиром, который в прошлом признавал, что отдавал распоряжения о совершении аналогичных нападений, является Шамиль Басаев, но он пока молчит. Масхадов утверждает, что порвал все связи с Басаевым, и осуждает его тактику. Однако это не остановило громких призывов российских политических деятелей к ужесточению антитеррористических мер, включая выдворение чеченцев из Москвы, объявление в столице чрезвычайного положения и отмену моратория на смертную казнь. Заместитель спикера Думы Дмитрий Рогозин потребовал отложить назначенные на следующий месяц президентские выборы.
Дерзость нападения в метро вновь высветила уязвимость России от терроризма. Российская милиция и структуры безопасности настолько коррумпированы, что чеченские боевики свободно передвигаются по столице. Любой чеченский юноша может за взятку в 3-6 долл. США оставаться в Москве, сколько пожелает. Боевики, в октябре 2002 года взявшие в заложники зрителей театра на Таганке, даже организовали доставку в Москву из Чечни на грузовом автомобиле оружия и взрывчатки.
Взрыв в метро на прошлой неделе, по словам аналитика московского Центра Карнеги Лилии Шевцовой, "разрушает имидж Путина как президента, контролирующего все". Но этот эпизод не помешает его переизбранию на второй срок. Его рейтинги одобрения все еще находятся на уровне 80%. Однако после этого взрыва настроение тех, кто пойдет голосовать за него, возможно, будет скорее фаталистическим, чем триумфальным.
Тридцатидвухлетняя Оксана Петрова, отвечая в прошлую пятницу на вопрос корреспондента, не боится ли она ездить в метро, сказала: "Разумеется, я боюсь. Но что тут поделаешь? Мы ведь простые люди, Мы не можем контролировать наши жизни. Это дело тех, кто наверху".