Мирный процесс, в рамках которого его инициатор ведет переговоры сам с собой, а не с противоположной стороной, когда-нибудь развалится сам собой. Доказательство тому - недавняя драма в московском метро, на настоящий момент последняя в длинной череде терактов. Стало очевидно, что Путин, который в ходе предвыборной кампании четырехлетней давности заявлял о том, что восстановление конституционного порядка в Чечне, его самый главный приоритет, в конце своего первого президентского срока не может похвастаться серьезными достижениями в этой области.
Что еще хуже, эта тема, возможно, будет доминировать в ходе предвыборной кампании, стартующей в ближайшее время, и может лишить хозяина Кремля энного количества голосов. Как справедливо отметила кандидат от демократической оппозиции и соперница Путина Ирина Хакамада, президенту, переизбранному 50, а не 80-ю процентов голосов, придется уделять больше внимания страхам своих избирателей, вызванным практически ежедневными терактами.
Жестокое кровопролитие в метро должно дать новый толчок раздающимся внутри России и за ее пределами требованиям вести серьезные переговоры с руководителями чеченских сепаратистов, а не с марионетками Кремля. Одновременно новые шансы получает поддержанный демократами план нескольких депутатов Европарламента по размещению в кризисном регионе наблюдателей ООН. Тем более, что пламя продолжающегося конфликта может распространиться на весь Северный Кавказ.
Попытка Москвы приравнять всех чеченских сепаратистов к террористам и видеть в их латентном стремлении к отделению всего лишь явление локального порядка, по-прежнему остается самообманом, цель которого завуалировать последствия неудачной политики на Кавказе.