В следующем месяце президенту России Владимиру Путину предстоит заручиться поддержкой избирателей, чтобы оставаться на своем посту в течение предстоящих четырех лет. В предвыборной кампании у Путина фактически нет реальных соперников. Кремль опасается лишь того, что малоизвестный кандидат - апатия - может подорвать надежду Путина на то, что к избирательным урнам придет более половины электората. Если этого не случится, то Путину предстоит участвовать в унизительном втором туре.
Путину необходимо оживить свою избирательную кампанию, и, кажется, поводом для этого может стать как раз теракт, совершенный в минувшую пятницу в московском метро. В результате теракта погибли, по меньшей мере, 39 человек, а более 120-ти были ранены. В ходе своей президентской кампании Путин должен быть обеспокоен тем обстоятельством, что его огромная популярность также является проблемой кампании. Все уверены в том, что он будет переизбран на второй срок, и поэтому многие избиратели считают, что ходить на избирательный участок - это пустая затея.
Независимый социологический институт ВЦИОМ-А, который имеет солидную репутацию, подтвердил опасения Кремля. Опросив потенциальных избирателей, этот институт пришел к выводу, что интерес к выборам испаряется. Принимая во внимание, что ошибка выборки составляет плюс-минус несколько процентов, ВЦИОМ-А утверждает, что самое большое опасение Кремля почти стало реальностью: на мартовских выборах собираются голосовать не более половины избирателей.
Кремль Путина во многих отношениях является сверхуспевающим учеником. В ходе прошлогодних парламентских выборов оппозиция потерпела сокрушительное поражение, что стало следствием неумелой избирательной кампании. Теперь на пути проводящей предвыборную кампанию безжалостной машины Кремля стоят несколько очень слабых кандидатов. Однако двое из них упорно не хотят оставлять политическую арену: это либеральный консерватор Ирина Хакамада и левый националист Сергей Глазьев.
Все соперники Путина по президентской кампании, вне зависимости от причин, по которым они баллотируются, понимают, что нынешний хозяин Кремля в любом случае победит. Реальная проблема Путина состоит не в том, с кем он будет вести предвыборную борьбу, а в том, как он будет вести эту кампанию. Разработанная в прошлом году стратегия основывалась на тактике нападок на олигархов (и аресте некоторых из них). Общественное мнение в своей основе настроено против олигархов. Однако Кремлю не удастся повысить интерес избирателей к выборам даже в том случае, если будут произведены аресты и будут возбуждены уголовные дела по фактам нарушений закона, допущенных в ходе приватизации 90-х годов.
Другой выгодный предвыборный козырь связан с чеченской проблемой. Общеизвестно, что в ходе своей первой предвыборной кампании Путин был избран на пост президента на фоне сильного народного гнева, вызванного взрывами домов в Москве, ответственность за которые была возложена на чеченских террористов. Тогда предвыборная стратегия Путина была проста: возмездие и урегулирование чеченского кризиса. Страшный теракт в московском метро, осуществленный в пятницу - это внушающее ужас напоминание о том, что утверждение Кремля о том, что порядок в мятежной Чечне восстановлен, практически является иллюзией.
Намерен ли Кремль и на этот раз использовать чеченский кризис для того, чтобы обеспечить народную поддержку? Если будет выбран этот путь, то сбудется мечта (или страшный сон) главного пиарщика кампании хозяина Кремля. Путин редко обещает, но заявление об окончании войны в Чечне производит впечатление обещания. Если главным лозунгом нынешней кампании Путина станет борьба с внутренним терроризмом, то это может показать слабость лидера, который не выполняет данного обещания.
Выдвижение на первый план проблемы Чечни бросает другой огромный вызов. Взрывы домов в 1999 году, обеспечившие восхождение на пост президента неизвестного в политике Путина, вызвали много оставшихся без ответа вопросов относительно того, кто же был организатором этих терактов. Многие россияне до сих пор полагают, что силы безопасности страны знают намного больше, чем об этом говорится на официальном уровне, хотя доказательств такого рода предположений не существует. Некоторые избиратели даже полагают, что силы безопасности сами совершили эти теракты, чтобы обеспечить всенародную поддержку кандидата Кремля.
Террористы, которые, скорее всего, связаны с чеченскими сепаратистами, в последнее время прилагали активные усилия для того, чтобы дискредитировать Путина. В начале года террорист-смертник подорвал себя у входа в один из самых престижных отелей Москвы, находящийся неподалеку от Кремля. В результате теракта погибли несколько человек. Этот теракт и взрыв в московском метро могут быть признаком того, что чеченские террористы пытаются привлечь внимание общества к этой теме, возможно, с целью получения денег из-за границы, а также с целью унизить Путина в глазах российских избирателей и остальной части мира. Теперь Кремль имеет возможность использовать в своих интересах это стремление террористов.
Пока неизвестно, как долго еще будет продолжаться гибель невинных людей в Чечне и в московской системе городского транспорта. Самым большим препятствием Путина на пути к победе в первом туре является тот факт, что он - не человек компромисса, компромисса, который является основой политики. Компромисса не было в ходе прошлогодних парламентских выборов, и оказалась тщетной надежда россиян на то, что лояльная оппозиция cможет закрепиться в российских институтах государственной власти.
Путин не пошел на компромисс и по чеченской проблеме. Он не должен идти на компромисс с террористами, но в его силах пойти на компромисс с чеченским народом. Бескомпромиссная позиция фактически оставила Путина в роли единственного кандидата в ходе президентской кампании. Бескомпромиссная позиция заставила Путина и его кремлевских стратегов искать причину, по которой электорат должен опять голосовать за него. Путин популярен среди россиян, но его бескомпромиссная позиция превращает голосование в бессмысленный гражданский акт. Чем более бескомпромиссную позицию будет занимать Путин, тем больше ему будет угрожать «госпожа Апатия».
* Питер Лавель - работающий в Москве аналитик и автор электронного еженедельника "Untimely Thoughts" ("Несвоевременные мысли").