Ужасный террористический акт в переполненном вагоне московского метро, в котором погибли 39 человек, усилил в преддверии президентских выборов страх и напряженность в российском обществе.
Осуществленный смертником взрыв, ответственность за который власти возложили на чеченцев, напоминает ужасное лето 1999 года. Тогда так и не раскрытые до сих пор взрывы жилых домов унесли жизни как минимум трехсот человек как раз в тот момент, когда страна приближалась к череде парламентских и президентских выборов, в результате которых к власти пришел Владимир Путин.
За четыре года г-н Путин прочно утвердился в Кремле. И сейчас, когда его рейтинги превышают 70 процентов, вероятность того, что кто-либо из его шести малоизвестных конкурентов сможет выиграть у него 14 марта, очень мала.
Однако кровавый теракт, совершенный в переполненном вагоне метро, бросает тень на обещание Путина покончить с террористической угрозой, которая продолжает висеть над российскими городами.
"Наши спецслужбы ничего не могут сделать, - сказал Олег Салтыков, наблюдая за тем, как жертв теракта несли к каретам скорой помощи. - Это происходит уже во второй раз".
Признавая, что эти события могут стать его уязвимым местом, Путин сказал: "Я не исключаю того, что этот взрыв будет обсуждаться в предвыборных дебатах, а также использоваться в качестве давления на действующего главу государства".
Другие игроки на политической сцене
В число кандидатов в президенты входит друг и соратник Путина Сергей Миронов, честно признающий, что он участвует в выборах, чтобы помочь Кремлю. Коммунисты и ультранационалистическая Либерально-демократическая партия выставили символических кандидатов.
Заканчивают этот список либерал Ирина Хакамада и придерживающийся лево-националистических взглядов экономист Сергей Глазьев, которого некоторые эксперты считают потенциальным кандидатом на пост президента в 2008 году. Ни Хакамада, ни Глазьев не пользуются поддержкой своих партий, что является признаком того, насколько прочно положение Путина на политической сцене России.
Еще один кандидат просто пропал. С четверга нет никаких сведений о местонахождении Ивана Рыбкина, чья крошечная партия "Либеральная Россия" финансируется "Немезидой" (в греческой мифологии Немезида - богиня возмездия, прим. пер.) Путина Борисом Березовским.
Хотя российское избирательное законодательство предусматривает предоставление свободного эфира всем кандидатам, проблема терроризма и другие вопросы скорее всего не будут особо широко обсуждаться. Кремль уже объявил, что Путин не будет принимать участия в теледебатах, что не оставляет его шести конкурентам другого выхода, кроме дебатов друг с другом.
Опасность "управляемой демократии"
"Кремль контролирует выборы с самого начала до самого конца, - считает Николай Петров из Московского Центра Карнеги. - У "управляемой демократии" есть одна проблема: после некоторого времени применения ее на практике в обществе не остается никакой конкуренции. Именно это мы и наблюдаем сейчас - политика лишь немного отличается от фарса".
Российские политики не горят желанием критиковать политику Кремля, особенно в сфере безопасности, несмотря на растущее число подрывников-самоубийц и нарастающий страх в обществе. Единственным из кандидатов, поднявших этот вопрос, стал г-н Глазьев, который заявил, что взрыв в метро показывает, что "власти не защищают нас должным образом". Однако он тут же добавил: "Очевидно, что организаторы этого теракта хотели дестабилизировать ситуацию перед выборами. Главной мишенью был президент, и мы не должны нападать на государственную власть".
Чего боится Кремль
По мнению некоторых экспертов, единственным реальным оппонентом Путина является кандидат "Против всех". По российским законам, если явка избирателей составит меньше 50 процентов, выборы могут быть признаны несостоявшимися, что лишит Путина легитимности, по крайней мере на какой-то срок. По результатам опросов, проводимым негосударственной компанией ВЦИОМ, интерес к выборам быстро падает, в январе число намеревающихся принять участие в голосовании избирателей составило всего 58 процентов.
"Власть чего-то боится, - считает Валерия Новодворская. - Она отказывается принимать участие в реальном демократическом процессе, не допускает никаких дебатов в ходе этих выборов. Возможно, она опасается, что избиратели пробойкотируют выборы".