Автор материала - эксперт по России и руководитель Рабочей группы Кербера (Koerber) Немецкого общества по проблемам внешней политики.
Второй президентский срок Владимира Путина будет отличаться от первого. В начале 2000 года Путин получил Россию, ослабленную борьбой за власть, с проявлениями тенденций к распаду. Сегодня санирована государственная казна, высокие показатели демонстрирует экономика, ликвидирована зависимость от западных кредитов. Россия превратилась в крупнейшего экспортера нефти, перегнав Саудовскую Аравию. Она вернула себе второе место после США на рынке вооружений и снова вызывает интерес инвесторов.
Каким образом воспользуется уверенная в себе Россия возвращенной силой: для активизации реформ или же для демонстрации великодержавных амбиций? Одни наблюдатели считают, что Путин теперь сможет еще эффективнее проводить свою политику преобразований. Другие предполагают, что он собирается создавать авторитарный режим.
Если посмотреть на сегодняшнее руководство в Кремле, то там не увидишь известных московских реформаторов первого часа. Страной вместо них строго правит команда, появившаяся в начале девяностых годов и ставившая в качестве цели проведение преобразований в Санкт-Петербурге. Она сформировалась в 1991-1996 годах вокруг тогдашнего заместителя мэра Путина. Эти люди вместе набирались опыта, контролировали внешнюю торговлю Санкт-Петербурга, приватизировали государственную собственность на Неве распавшегося Советского Союза, будучи сами директорами многочисленных вновь создававшихся акционерных обществ. Крестным отцом всех этих инициатив были органы контрразведки. Умерший мэр Анатолий Собчак придавал местным реформам своей репутацией либерала демократическое лицо.
Когда в 1996 году Собчака не переизбрали, Путин и его коллеги отправились в Москву и внедрились в структуры президентской администрации. После того, как Путин стал президентом, они совершенно неожиданно появились вновь, выметя из Кремля клан Ельцина вместе с олигархами. На России они поставили свою печать «управляемой демократии».
В девяностые годы Россия с трудом пыталась осилить сразу три процесса преобразований: процесс перехода от плановой экономики к капитализму, от диктатуры к демократии, а также от империи к нормальному государству. Путин ограничил свою политику рамками процесса становления рыночной экономики.
Близкая к Путину партия «Единая Россия» получила на выборах в Думу, состоявшихся в декабре прошлого года, две трети мандатов. На предстоящих президентских выборах Путин мог бы иметь такой же рекордный результат, собрав 90 процентов голосов. Кремль идет на выборы с лозунгами, которые можно считать какими угодными, но только не либеральными. Будет ли проводиться в будущем либеральная политика без либералов? Путин в России является олицетворением эффективного политика, ориентированного на наведение порядка. В настоящее время он в состоянии утвердиться в своей популярности в обществе лишь только обещаниями на этот счет. Согласно опросам, русские ему доверяют больше, чем православной церкви.
Первым шагом Путина в новом году было создание комитета по борьбе с коррупцией. Во время встречи с российскими промышленниками глава Кремля намекнул, что вслед за Михаилом Ходорковским преследованиям могут быть подвергнуты также другие крупные олигархи эпохи Ельцина. Поэтому дело может дойти до пересмотра итогов приватизации.
Путин заинтересован в ЕС как в важнейшем партнере России в деле проведения важнейших преобразований. Он не устает расхваливать перед ЕС российский рынок. Россия надеется уже в скором времени удвоить поставки природного газа и нефти в Европейский союз, приобретающий новые границы. Германия тогда импортировала бы 70 процентов всего газа, поступающего в страну, из России.
Путин не устает также подчеркивать, что хочет интегрировать Россию как равную с другими западными промышленно развитыми странами державу в единую Европу. Европейцев в связи со своей поставленной задачей он хотел бы прельстить перспективой поставить сырьевой потенциал Сибири и Дальнего Востока также на службу остальной Европе. В ответ Кремль надеется на помощь в области технологий и в преобразованиях в экономике. С США Россия продолжает сотрудничать в рамках антитеррористического альянса и в деле предотвращения бурного развития Северной Кореи и Ирана. Однако путинскую политику открытости к Западу нельзя считать необратимой. События 11-го сентября 2001 заставили США полностью закрыть глаза на происходящее в Чечне. Арест Ходорковского, собиравшегося широко открыть американским нефтяным компаниям двери в Сибирь, Вашингтон все же воспринимает с неудовольствием. Националистическая Дума и антироссийская риторика в ходе избирательной кампании в США могут вызвать к жизни новое соперничество.
Министр обороны Иванов уже заявил, что Россия не выведет свои войска из Грузии, поскольку не хочет допускать деморализации армии. Перед этим Дональд Рамсфелд (Donald Rumsfeld) потребовал не только немедленного ухода русских из Грузии, но и поставил вопрос о создании военных баз США на Южном Кавказе.
Спор между Россией и ЕС по поводу такого же нежелания России выводить войска из Молдавии, а также недовольство русских в связи с продолжающимся присутствием войск НАТО в Средней Азии могут таить в себе еще один отрицательный потенциал.