12 февраля 2004 года. Политический фарс кратковременного исчезновения кандидата в президенты Ивана Рыбкина, возможно, окажется единственным волнующим моментом в более масштабной трагикомедии президентских выборов в России. Г-н Рыбкин, один из небольшой группы совершенно безнадежных соперников Владимира Путина, в прошлый четверг пришел домой с корзиной цветов, повесил пиджак на стул, отпустил водителя-телохранителя, отключил мобильный телефон и исчез. Его жена в конце уик-энда позвонила в милицию, в результате чего пошли слухи о том, что он "ликвидирован органами".
Во вторник скромный Рыбкин объявился с малоубедительным объяснением, что провел эти несколько дней с друзьями в Киеве. "Ага, - сказала его жена, Альбина, прежде чем нанести ему завершающий смертельный удар. - Мне жаль Россию, если такие люди, как этот, хотят управлять ею". В опросах общественного мнения г-н Рыбкин ни разу не набирал приличного числа голосов. Однако результатом его политической кончины стало бы подчеркивание отсутствия серьезной оппозиции президенту Путину.
Нельзя возлагать на одного только г-на Путина вину за кривобокую политику его страны. Он добился исключительной популярности благодаря тому, что стал своевременно выплачивать пенсии, стабилизировал рубль и заботится о национальных интересах России. Но г-н Путин использовал свою власть скорее для того, чтобы сдерживать демократию, чем ее развивать. Он вернул под контроль Кремля национальные телевещательные каналы, развязал грубую кампанию с целью сокрушения политически амбициозного нефтяного короля и не терпит никакой критики жестокой политики России в Чечне.
Ничто из вышесказанного не свидетельствует о том, что (предстоящие) выборы могут быть сфальсифицированы, однако это вполне могло отпугнуть реальных оппонентов от участия в президентской гонке.
Мы выражаем надежду, что кратковременное исчезновение г-на Рыбкина заставит г-на Путина понять, что он мало что выигрывает, вступая в соперничество с ничтожествами, и что властные полномочия, обретенные как результат честной победы над уважаемым соперником, будут более весомыми, чем власть, подкрепленная всеми голосами избирателей.