Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Страны СНГ пытаются ослабить свою энергетическую зависимость от России

Однако в ближайшей перспективе Москва сохранит доминирующую роль в постсоветском пространстве

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
С одной стороны, многие республики СНГ в энергетическом и военном плане продолжают находиться в зависимости от России. С другой стороны, проекты, осуществляемые в прикаспийском регионе, могут привести к укреплению энергетической независимости некоторых бывших советских республик. В ближайшей перспективе Россия за счет своего огромного экономического влияния на страны СНГ сохранит свою доминирующую роль в постсоветском пространстве, хотя с течением времени эта роль постепенно будет ослабевать.

За исключением нефтегазовых республик бывшего СССР (Казахстан, Азербайджан, Туркменистан), многие страны СНГ продолжают в экономическом плане зависеть от России. Продолжающийся в России экономический бум оказал положительное воздействие на ситуацию в этих странах. Согласно данным Европейского банка реконструкции и развития, опубликованным в ноябре прошлого года, в 2003 году рост экономики в странах СНГ достиг 6,2 %, в то время в прибалтийский республиках он не превышал 3,3 %, а в странах Центральной и Восточной Европы составлял 3,9 %.

Одновременно увеличивается сильная энергетическая зависимость стран СНГ от России. Ожидается, что в 2004 году Армения выполнит требование Европейского союза о закрытии Медзаморской АЭС, которая покрывает 40% потребностей республики в электроэнергии. Проблема дефицита электроэнергии в Армении будет решена за счет увеличения поставок со стороны РАО «ЕЭС России». Между тем «Газпром» подписал с Узбекистаном соглашение о поставках в эту страну природного газа, а также достиг договоренности с Туркменистаном, согласно которой в ближайшие 25 лет российская компания будет закупать 90% производимого в республике природного газа.

Россия также значительно укрепила свои позиции в энергетическом секторе Украины, которая сильно зависит от доходов, получаемых благодаря транзиту российских энергоресурсов в Западную Европу. Нефтепроводы и газопроводы, проходящие по украинской территории, входят в российскую энергетическую сеть, а потребности страны в нефти, природном газе и электроэнергии покрываются в основном за счет поставок из России. Молдова в энергетическом плане также зависит от России, и эта зависимость усиливается по причине политической зависимости Кишинева от Москвы. Присутствие в Приднестровье российской армии сводит на нет робкие попытки Молдовы пойти на воссоединение с Румынией, а также создать условия для вступления республики в Евросоюз.

Что касается Закавказья, то в ближайшие годы энергетическая политика России в этом регионе будет зависеть от развития политической ситуации в Азербайджане и Грузии, где недавно произошла смена власти. В частности, в Азербайджане была осуществлена династическая передача власти от Алиева-отца Алиеву-сыну. В Грузии под давлением демократической оппозиции президент Шеварднадзе ушел в отставку, и пост президента занял лидер оппозиции.

Россия, которая традиционно опирается в регионе на Армению, пытается ослабить Грузию, сохраняя на ее территории свои военные базы. Москва также поддерживает сепаратистские устремления грузинских автономий (Абхазия на востоке, Аджария на западе). Время от времени Россия приостанавливает поставки энергоресурсов в Грузию, используя этот фактор как рычаг для оказания экономического давления на Тбилиси.

США пытаются ослабить энергетическую зависимость Закавказья от России, в основном за счет строительства нового нефтепровода, по которому нефтяные ресурсы Азербайджана предполагается экспортировать в Турцию, а оттуда на мировой рынок. Согласно проекту, нефтепровод будет проходить по территории Грузии. Укрепление военного сотрудничества США с Грузией направлено на усиление сотрудничества двух стран в борьбе с терроризмом, а также на обеспечение безопасности будущего экспорта каспийской нефти по грузинской территории.

Первые заявления нового руководства Грузии, которые оцениваются как достаточно уравновешенные, позволяют надеяться на достижение компромисса между Россией и США, в результате чего интересы обеих держав в этой республике будут защищены. В свою очередь, Азербайджан за счет экспорта своей нефти может в перспективе самостоятельно добиться значительного роста своей экономики.

Итак, с одной стороны, многие республики СНГ в энергетическом и военном плане продолжают находиться в зависимости от России. С другой стороны, проекты, осуществляемые в прикаспийском регионе, могут привести к укреплению энергетической независимости некоторых бывших советских республик.

В ближайшей перспективе Россия за счет своего огромного экономического влияния на страны СНГ сохранит свою доминирующую роль в постсоветском пространстве, хотя с течением времени эта роль постепенно будет ослабевать.