Киев, 15 февраля 2004 года. На украинские средства массовой информации (СМИ) оказывается все возрастающее давление с тем, чтобы они приглушили критику правительства президента Леонида Кучмы за 9 месяцев до президентских выборов, которые считаются критическими для молодой демократии этой страны.
Например, оператор радиовещания "Dovira" объявил, что со вторника прекращает трансляцию в диапазоне FM передач Украинской службы "Radio Free Europe/Radio Liberty" (RFE/RL). Президент RFE/RL Томас Дайн (Thomas A. Dine) в этой связи сделал следующее заявление: "Это политический акт, направленный против либеральной демократии, против свободы слова и прессы, против RFE/RL, который в очередной раз показывает, что политическое руководство Украины не способно жить в открытом обществе и вынуждено 'контролировать' СМИ, как во времена советской власти".
Руководство RFE/RL связывает решение "Dovira" с возросшим давлением со стороны правительственных чиновников после того, как на волнах RFE/RL активно комментировались исчезновение и смерть в 2000 году журналиста Георгия Гонгадзе, писавшего о коррупции в правительстве.
Далее, решением суда была закрыта крупнейшая в Украине газета "Silski Visti", которая поддерживала оппозиционную Социалистическую партию. Это решение было вызвано иском Международного антифашистского комитета, который обвинил газету в разжигании этнической ненависти. Виктор Ющенко, один из лидеров украинской оппозиции, заявил, что закрытие данной газеты является примером "политической реформы" Леонида Кучмы, конечной целью которой является лишение украинцев их конституционных прав и свобод. Газета "Silski Visti", выходящая тиражом в 500000 экземпляров, являлась главным источником информации для сельских жителей.
Журналистов волнует ожидаемое принятие закона о контроле Интернета на территории Украины. В последние годы публикации в Интернете являются наиболее независимыми и самыми критическими к правительству.
Телевизионные журналисты жалуются, что их работу диктуют так называемые "темники" - руководящие указания администрации Кучмы по поводу того, что нужно подчеркивать в новостных передачах телевидения.
Другие опасаются, что правительство использует налоговые органы для наказания тех газетных изданий, которые критикуют правительство. Например, в декабре налоговая полиция задержала главного редактора львовской газеты. Журналисты высказывали предположения, что этот арест был наказанием за критические статьи о главе местной таможенной службы, который является братом главы администрации Кучмы.
Репортеры ожидают также продолжения физических расправ с журналистами, расследующими дела о коррупции в органах власти. "Вся система деградирована, - заявил Олег Ельцов, репортер-расследователь, которого недавно избили во второй раз за 6 месяцев. - Эта система правительственной безопасности не способна ничем помочь".
Наталья Моисеева, репортер-расследователь газеты "Kievskiy Telegraf", сказала, что полиция при расследовании дел о нападениях на представителей СМИ руководствуется стремлением найти причину в личной жизни, а не в профессиональной деятельности жертвы нападения. Моисеевой год назад удалось отбиться от попытки ее похищения из дома двумя неизвестными. Полиция, в конечном итоге, настойчиво предложила ее забрать заявление, ссылаясь на отсутствие улик.
Свобода СМИ в Украине подвергается пристальному вниманию с момента гибели Гонгадзе. В этом преступлении обвиняют Кучму. Украинский президент неоднократно заявлял, что не причастен к убийству Гонгадзе. Остались невыясненными также обстоятельства смерти нескольких других украинских журналистов.
Ельцов, основавший популярный веб-сайт "Ukraina Kriminalna", заявил, что Кучма подвергается давлению всякий раз, когда начинаются гонения на СМИ. Однако, по словам Ельцова, президент Украины не в силах изменить систему, потому что сам помогал ее создать.