Чарльз Вильям Мейнз - президент фонда "Евразия" (Eurasia Foundation), продвигающего политические и экономические реформы на территории бывшего Советского Союза
Вашингтон - трудно поверить, что всего лишь в сентябре прошлого года президент Буш (Bush) стоял рядом с президентом России Владимиром Путиным в Кэмп-Дэвиде и говорил: "Я уважаю взгляды президента Путина на будущее России". С тех пор ситуация изменилась к худшему.
В недавнем телефонном разговоре со своим российским коллегой президент США выразил свое недовольство действиями России в Чечне и "неудачами России в осуществлении демократических реформ". Посол США в Москве публично выразил сожаление о том, что Москва не соблюдает общепринятые ценности, сказав, что недавние действия России "могут стать препятствием на пути расширения нашего сотрудничества". А государственный секретарь Колин Пауэлл (Colin L. Powell) во время своего визита в Россию опубликовал на первой полосе в газете "Известия" статью, в которой осудил Москву за нарушения прав человека в Чечне, за возросший контроль над средствами массовой информации и за арест бывшего руководителя ЮКОСа Михаила Ходорковского.
Чтобы понять, почему Россия и Соединенные Штаты вновь отдаляются друг от друга, очень важно понять, насколько различаются взгляды России и Запада на 1990-е годы. Представители Запада рассматривают это десятилетие как период освобождения России и зарождения в ней демократии. Западные наблюдатели считали, что Россия наконец-то политически и экономически воссоединяется с Европой.
Однако для россиян это было десятилетие распада и несбывшихся обещаний. В начале 1990-х годов Россия была бесперспективной, унылой и политически подавленной страной, однако в ней был сильный средний класс и действующие институты общества. А к концу десятилетия она стала похожа на "падшее государство". Россияне были рады, что они могли свободно высказывать свое мнение, но при этом они ничего не могли сделать, наблюдая, как преступность и другие социальные болезни поражают общество, а экономика разрушается сильнее и сильнее. Десятки миллионов россиян обеднели, так как государство не могло выплачивать пенсии, а предприятия не могли платить зарплаты из-за разрушения межхозяйственных связей и внутренней торговли. Ценовая реформа привела к гиперинфляции и за одну ночь обесценила сбережения граждан.
Даже зная о страданиях россиян, большинство западных экспертов не были слишком озабочены их болью, и призывали Россию продолжать следовать капиталистическим курсом. Запад придерживался этой позиции вплоть до финансового кризиса, произошедшего в августе 1998 года, когда российское правительство обесценило рубль и приостановило выплаты по внешнему долгу.
Многие россияне считают, что тот катастрофический период являлся следствием строительства демократии по западному образцу и выполнения советов Запада. При этом нынешний период роста благосостояния они ассоциируют с приходом к власти президента Путина.
Россияне впечатлены списком побед Путина. Выплачиваются задолженности по зарплате и пенсиям. Наблюдается быстрый рост. В стране снова производятся потребительские товары. Россия выплатила большую часть своего внешнего долга. И даже если высокие цены на нефть являются единственным существенным фактором, переломившим ситуация, то что с того? Россияне считают, что перелом произошел благодаря Путину, и отмечают внушительный рост производства и здравую налоговую политику, которая также способствовала росту и улучшению финансового здоровья общества. Россияне довольны, что их страна снова является основным игроком на международной арене, и что иностранные лидеры воспринимают Путина всерьез, в отличие от его предшественника Бориса Ельцина.
Тем не менее, многие действия Путина представляют собой серьезные основания для беспокойства. Он не прекращает жестокого подавления мусульманского населения Чечни, что вызывает особенную озабоченность в мире. Он подавил хрупкую свободу средств массовой информации. Он продолжает вести имперскую политику по отношению к своим соседям, что подрывает доверие к России в Европе. Запад обязан побудить Путина изменить его курс, и существуют конкретные шаги, которые могут быть сделаны в этом направлении.
Стремление России получить статус западной державы позволяет Западу оказывать некоторое давление: этот статус и более тесные экономические и политические связи должны зависеть от дальнейшей приверженности России демократическим реформам. Запад должен дать России некоторые стимулы, более отчетливо объяснив, насколько Европа готова сблизить Россию с ее западными соседями. Примет ли Запад Россию в НАТО, как предложила Германия? Если нет, то какую роль в обеспечении безопасности позволит Европа играть демократической России?
Запад должен продолжать отход от политики времен "холодной войны", которая является основным аргументом в дебатах с прозападными силами в России. Что бы Запад ни говорил об окончании "холодной войны", силы НАТО по прежнему патрулируют российские границы, как будто ожидая неминуемой войны, а 95 процентов ядерного потенциала Америки - до сих пор поддерживаемого на уровне времен "холодной войны" - как и раньше предназначены для потенциального уничтожения России. Мы, конечно, заявляем, что эти ракеты не нацелены на Россию, однако русские знают, что они могут быть перенацелены за считанные минуты и что единственная их возможная задача - нападение на Россию. Обещанные сокращения ядерных вооружений, нацеленных на Россию, в ближайшем десятилетии не будут осуществлены.
Нежелание Запада сокращать ядерные арсеналы только играет на руку сторонникам жесткой линии в России, утверждающим, что НАТО, которая в настоящее время планирует создать базы в Восточной Европе, имеет агрессивные намерения по отношению к России. Соединенные Штаты должны предложить сократить как минимум 50 процентов ядерных боеголовок, при условии, что Москва сделает такой же шаг. Оставшихся ракет хватит, чтобы разрушить все крупные города в обеих странах, однако сокращение покажет российской военной среде направление взаимоотношений, которое будет способствовать укреплению демократии в Москве.
Другой сферой сотрудничества с Россией должна стать деятельность по обеспечению безопасности и перспективного экономического будущего для стран, оказавшихся посередине между расширяющимися Европейским Союзом и НАТО с одной стороны, и возрождающейся Россией с другой стороны. В связи с этим следует сказать, что сейчас абсолютно не ясно, будут ли Грузия, Аремния, Азербайджан, Украина, Молдавия и Белоруссия когда-нибудь приняты в Европейский Союз.
Отрезанные от всех значимых рынков, эти страны могут скатиться в еще более глубокую нищету и стать очагами нестабильности и преступности. Тем не менее, США и другие западные страны сопротивляются любым попыткам России создать к востоку от ЕС определенное экономическое пространство, а также осуждают любые инвестиции России в эти страны. США и страны Евросоюза должны вместе с Россией выработать нечто вроде "политики добрососедства", внедренной в свое время Гувером (Hoover) и Рузвельтом (Roosevelt), в рамках которой самое крупное государство региона будет относиться к своим соседям как к партнерам, а не как к подчиненным субъектам.
Чтобы построить и сохранить демократическое пространство в России, западные лидеры должны постоянно сотрудничать с российским руководством, одновременно поддерживая те силы в России, которые тоже борются за построение гражданского общества. Планы США и Великобритании по сокращению помощи этим группам должны быть пересмотрены.
Мы должны без колебаний говорить правду, и мы должны говорить ее открыто. Необходимо с осторожностью применять к России стандарты, которые мы применяем к другим нашим близким союзникам. Иначе любая наша критика будет отклонена.
Запад не может себе позволить, чтобы предсказания "холодного мира" или новой "холодной войны" стали реальностью. Сегодня ни Вашингтон, ни Москва не испытывают переизбытка в друзьях. Кроме того, не нужны им и новые враги.