Автор, в прошлом топ-менеджер в энергетическом секторе и заместитель премьер-министра Украины, является лидером оппозиционной партии
17 февраля 2004 года. Конституции в политике наиболее близки к постоянству. Их никогда не следует перекраивать в угоду одной какой-то личности. Но именно это и происходит в Украине. Президент Леонид Кучма предлагает отказаться от нынешней президентской системы Украины. Ранее в этом месяце парламент Украины предварительно одобрил законопроект, в соответствии с которым власть переходит к премьер-министру, а президенту оставляется в основном церемониальная роль.
Когда президент добровольно готов урезать собственные властные полномочия, естественно проявлять подозрительность к его мотивам. В случае с г-ном Кучмой подобный скепсис полностью оправдан. Он желает изменить конституцию Украины не потому, что вдруг понял, что парламентские системы лучше президентских, но просто для того, чтобы сохранить власть в своих руках. Он знает, что в нынешних обстоятельствах едва ли сохранит власть, когда позднее в этом году закончится его второй президентский срок.
В нынешних условиях президент пользуется широкими властными полномочиями. Он осуществляет повседневный контроль над большинством аспектов деятельности правительства. В такой стране, как Украина, нынешняя схема имеет свои достоинства. Переход от коммунизма является трудным; нам крайне нужно правительство, способное решительно проводить в жизнь экономические и политические реформы. Президентская система предлагает возможности для подобной решимости. Для того чтобы поменять систему, которая, как представляется, вполне пригодна для условий Украины, нужны солидные основания.
У г-на Кучмы таких оснований нет. Фактически, беда Украины кроется не в ее конституции, а в г-не Кучме и его администрации, которую преследуют обвинения в коррупции и соучастии в убийстве журналиста. От г-на Кучмы отворачиваются другие мировые лидеры; он глубоко непопулярен в своем народе. Ему известно, что у него мало шансов на переизбрание, и именно поэтому он выдвинул свой план "парламентской республики".
При новой системе Украина будет иметь бессильного президента и могущественного премьер-министра. Премьер-министра, который не обязательно должен быть избранным политиком, будет назначать парламент. Г-н Кучма уверен, что объединенные общим интересом группировки, которые он контролирует, сумеют получить большинство в любом парламенте, а потому может рассчитывать, что они поставят на должность премьер-министра его самого или, если он не пожелает, кого-то из его протеже.
Люди слишком легко забывают про Украину, эту большую, бедную страну, граничащую с готовящимся вскоре расшириться Европейским Союзом (ЕС). Но любая попытка продлить правление г-на Кучмы создаст такую политическую неразбериху, что будет совсем не абсурдно опасаться, что Украина может пойти по пути Белоруссии или Балкан начала 1990-х годов и погрузиться в диктатуру или в хаос. Это может подтолкнуть к интервенции Россию, которая едва ли станет бесстрастно наблюдать, как распадается ее сосед. Такой шаг стал бы возвратом к российскому империализму.
По счастью, настало время Западу - особенно ЕС - оттянуть Украину от края пропасти. В ожидании расширения ЕС в мае украинцы опасаются, что новая стена отгородит их родину (от Европы) на восточной границе ЕС в Польше. ЕС может помочь избавиться от этого страха, если примет практические меры, чтобы заверить украинцев, что они не будут изолированы от Европы. Два возможных стимула - это благоприятный визовый режим и использование фондов регионального развития в интересах восточных областей Польши, а значит и Западной Украины. Но их следует обусловить сохранением конституции Украины в ее нынешнем виде.
Америке также следует поразмыслить над тем, чем и как она может нам помочь. При этом ей не следует оглядываться на решение г-на Кучмы послать войска в Ирак. Разве возможно на самом деле, что американскую приверженность демократии в Украине столь цинично купили?
Однако главная задача строительства демократии в Украине ложится на украинцев. Противники нынешнего режима должны отбросить разногласия и объединиться; изолированные фигуры оппозиции слишком уязвимы от обольщений и угроз правительства.
Единая оппозиция должна также предложить г-ну Кучме такой путь отказа от власти, при котором он чувствовал бы себя в безопасности. Как бы это ни было тяжело для многих, ему следует предложить иммунитет от уголовного преследования, если он добровольно оставит свой пост. Мирная передача власти, как это произошло в Грузии, должна стать нашей приоритетной целью. Что касается близких дружков г-на Кучмы, им следует предложить такую же сделку, какую 4 года назад новоизбранный президент Владимир Путин предложил российским олигархам: оставьте при себе свои нажитые нечестными путями богатства, но не вмешивайтесь в политику.
Никому не следует сомневаться в том, что г-н Кучма намеревается во что бы то ни стало остаться во власти. Не ясно лишь, будет ли он чувствовать себя в достаточной безопасности, чтобы проводить запланированные на осень нынешнего года президентские выборы (или какой-либо иной референдум), если ему не удастся изменить конституцию таким образом, чтобы гарантировать сохранение своего неправедного правления. Ведь, в конце концов, дискредитирован г-н Кучма, а не конституция Украины.