"Безопасность 2004" - стратегическая командно-штабная тренировка под этим кодовым названием является крупнейшей, начиная с 1982 года. В понедельник "начался самый активный этап стратегического учения, в ходе которого отрабатываются вопросы взаимодействия всех элементов российской ядерной триады", - сообщил в тот же день российский Генеральный штаб. Учения будут продолжаться до тех пор, пока это не получится, пообещал первый заместитель начальника Генерального штаба Игорь Балуевский. Этим обеспечивается воинственный аккомпанемент для президентской избирательной кампании и недвусмысленная демонстрация военных амбиций России, рассчитанная на зарубежные страны.
На эту неделю было объявлено об учебных пусках в рамках учения "Безопасность 2004" нескольких стратегических ракет. Межконтинентальные баллистические ракеты типа "Тополь" будут запущены с мобильных пусковых установок, ракеты типа "Стилет" - из шахт. Атомные подводные лодки из района Мурманска произведут пуски ракет в направлении Камчатки.
Во вторник, как заявил Генеральный штаб, в дело вступят стратегические бомбардировщики дальнего радиуса действия типа Ту-160 и Ту-95МС, в общей сложности 14 самолетов. Перед экипажами Ту-95МС поставлена задача произвести пуск крылатых ракет в районе проведения учений на севере России. Согласно информации газеты "Коммерсант", предусматривается решение аналогичной задачи также в северной Атлантике. Бомбардировщики Ту-160 поднимутся в воздух на этот раз с военно-воздушной базы в городе Энгельс, что на средней Волге, они пройдут вдоль границ Северной Скандинавии, а затем проведут учение в районе между Великобританией и Исландией. На обратном пути будет произведена дозаправка топливом обеих эскадрилий бомбардировщиков с помощью самолета-дозаправщика Ил-78М.
На 18-е февраля запланирован пуск с космодрома Плесецк ракеты-носителя типа "Молния-М" и запуск в космос военного спутника. "Россия отрабатывает вопросы ведения ядерной войны сама с собой", - озаглавила свой материал газета "Коммерсант" и напомнила в этой связи о том, что аналогичные маневры в 1982 году, которые называли еще как "семичасовая ядерная война", так напугали Запад, что тогдашнему президенту США Рональду Рейгану (Ronald Reagan) удалось протащить свою Стратегическую оборонную инициативу (СОИ).
С тем, чтобы на этот раз не допустить каких-либо недоразумений, Москва заранее проинформировала американцев, и обосновала необходимость проведения стратегической игры подготовкой России к "защите на случай угрозы со стороны террористов". Что, естественно, ни один мало-мальски трезво мыслящий человек за чистую монету не примет. Спутники, межконтинентальные ракеты или оснащенные ядерным оружием бомбардировщики - это не то оружие, которое подходит для борьбы с международным терроризмом. Ближе к истине здесь было вчерашнее заявление генерал-полковника Балуевского, сказавшего, что, мол, в ходе учения проверяется, в какой мере стратегические силы в состоянии давать отпор агрессии и силовому давлению на Россию.
То, что под этим имеются в виду прежде всего США, он дал ясно понять за несколько дней до этого. Вашингтон "вновь" собирается превратить ядерное оружие в средство для решения политических задач, "поэтому мы обязаны реагировать", - сказал генерал-полковник, проявив единодушие со своим начальником.
Министр обороны Сергей Иванов на последней международной конференции по вопросам безопасности, проходившей в Мюнхене, в очередной раз пожаловался на то, что Североатлантический альянс приближается к границам России и пригрозил в связи с этим: "Мы обладаем достаточным арсеналом средств и возможностей, чтобы обеспечить свои интересы и свою безопасность".
Москва и Вашингтон, конечно, постоянно заверяют друг друга в своих дружественных чувствах, но тональность этих заверений становится все хуже. Недоверие взаимное. Американские аналитики говорят, что наблюдают в последнее время даже поворот в российской ядерной политике в сторону новой гонки вооружений. Они делают свой вывод на основе оценки того факта, что Россия в последнее время развернула от 50 до 60 ракет "Тополь-М" (SS-27), что по количеству меньше запланированной цифры в 150 единиц, но и этих ракет достаточно, чтобы преодолеть несовершенную систему противоракетной обороны.