За время правления Владимира Путина в России усилились авторитаризм, повиновение и боязнь оказаться несогласным. За те четыре года, что прошли с момента прихода к власти лидера, прошедшего подготовку с органах госбезопасности, хрупкая демократическая система, основы которой были заложены Михаилом Горбачевым и Борисом Ельциным, либо атрофировалась, либо превратилась в пустой ритуал. На это указывает и начатая на прошлой неделе президентская предвыборная кампания, которая должна завершится 14 марта.
Начиная свою предвыборную кампанию, Путин проигнорировал закон и решил прибегнуть к помощи государственного телевидения, показавшего в прямом эфире его первое появление в качестве кандидата на пост главы государства. Трое из его соперников на предстоящих выборах заявили свой протест Центральной Избирательной Комиссии, председатель которой Александр Вешняков признал, что телевидение "несколько перестаралось".
Руководители избирательной кампании Путина так же приняли решение опубликовать полный текст выступления президента на страницах газеты "Известия", в прошлом являвшейся печатным органом Советского правительства, а нынче финансируемой олигархом Владимиром Потаниным. Теоретически, публикация была оплачена за счет фонда избирательной компании, а сам текст был набран более крупным, чем обычно шрифтом: таким, который используется в рекламных объявлениях. Потанин, обогатившийся в свое время за счет приватизации государственной собственности и сделавший соответствующие выводы после ареста Михаила Ходорковского, сегодня вписывается в образец "патриотичного капиталиста".
Между тем, прокуратура продолжает собирать новые материалы по делу упомянутого нефтепромышленника, который решил нарушить правила игры с Кремлем. Патриотично настроенным олигархом оказался и глава Тюменской Нефтяной Компании (ТНК) Виктор Вексельберг, сумевший за сотню миллионов долларов вернуть России коллекцию пасхальных яиц Фаберже. Правящий режим, тем не менее, не довольствовался подобным возвратом долгов. По словам главы Верхней палаты Парламента Сергея Миронова, олигархи "обязаны" последовать примеру Вексельберга.
Свои правила для олигархов установила и Российская Православная Церковь, опубликовавшая свод нравственных принципов и правил в экономике, среди которых фигурирует и социальная ответственность предпринимателей. Митрополит Кирилл предупредил, что Церковь постарается обнародовать имена тех бизнесменов, которые не подпишут этот документ.
Система демократических противовесов в России рушится, даже не успев пустить корни. Объединения и политики, способные играть независимую роль, приспосабливаются, а, частично, и растворяются в пирамидальной и архаичной системе, вершиной которой является Путин. В пятницу Нижняя палата Парламента избрала Владимира Лукина, приостановившего свое членство в "Яблоке", уполномоченным по правам человека в России. Выступая перед Парламентом, Лукин, за назначение которого проголосовали 333 из 450 депутатов, не упомянул проблему Чечни, ставшую сценарием многочисленных столкновений. Светлана Ганнушкина и председатель комиссии по правам человека при президенте РФ Элла Памфилова заявили о давлении, оказываемом на чеченских беженцев, вынужденных возмещать убытки по возвращению на родину наряду с коррумпированными функционерами.
Между тем, ближайшее окружение президента уже строит планы на будущее. Заместитель главы президентской администрации Виктор Иванов, к примеру, пристреливался во время встречи в Министерстве внутренних дел, в ходе которой он отметил увеличение коррупции в органах правопорядка. Иванов надеется возглавить это министерство после того как его предыдущий руководитель Борис Грызлов был избран председателем Государственной Думы.
Некоторые критично настроенные аналитики расходятся в мнении, как долго будет продолжаться существующая сегодня инволюционная политика. Одни полагают, что Россия придет к демократии через кризис, другие же считают, что демократизация экономическая повлечет за собой демократизацию политическую. Лидер "Яблока" Григорий Явлинский посоветовал "обращаться деликатно" с существующей сегодня системой, потому как ее падение может вылиться в "фашизм и национализм", а не в демократию.
По словам Юрия Левады, основная надежда, возлагаемая россиянами на будущего президента, выборы которого состоятся 14 марта, - возвращение России статуса великой державы. В настоящий же момент России приходится иметь дело с выступлениями расистов, подобными тому, что стоило жизни девятилетней таджикской девочке Хуршиты Султановой. Хуршиту, ее двоюродного брата и отца избила группа подростков, которые затем, выкрикивая расистские лозунги, отправились в центр города. Спустя несколько дней, опять-таки в Санкт-Петербурге бритоголовые нанесли несколько ножевых ранений молодому человеку-студенту нерусской национальности. От полученных ран молодой человек скончался.
В отсутствие независимых источников информации, россияне готовы поверить абсолютно всему, что говорят об их правителях: начиная от их безграничных возможностей при решении проблем, и, заканчивая страшными извращениями, доказательством чему стала реакция на исчезновение кандидата в президенты Ивана Рыбкина.
Журналистам радиостанции "Эхо Москвы" сразу после взрыва в метро пришла в голову идея взять интервью у бывшего сотрудника российских спецслужб, живущего сегодня в эмиграции в Лондоне и обвиняющего своего бывшего руководителя в организации взрывов жилых домов в 1999 году, когда погибло несколько сотен человек. То, что руководители российского государства смогли совершить подобный поступок ради оправдания второй войны в Чечне, кажется опасным; то, что граждане государства допускают, что их руководители способны на подобные шаги и после этого голосуют за них, кажется еще страшнее.