Москва, 17 февраля 2004 года (UPI). Российский президент Владимир Путин на прошлой неделе, буквально через считанные часы после начала своей избирательной кампании, высказал мнение, что у него есть право и ответственность назвать кандидатуру своего преемника после окончания через 4 года своего второго президентского срока.
Означает ли это, что путинизм переживет самого Путина? Если да, то чем это оборачивается для будущего России?
Путин, несомненно, будет переизбран в следующем месяце. Поскольку 4 предстоящих года ему обеспечены, его сторонники или, скорее, те из них, кто хотел бы стать ближе к президенту, ходатайствуют об изменении Конституции РФ, которое позволило бы Путину оставаться в должности и после второго президентского срока, что сегодня запрещено. Эта инициатива обосновывается, в частности, заявлением, что, поскольку бывший президент Борис Ельцин не доработал до конца своего второго срока, первый мандат Путина на президентство следует считать действительным до нынешнего, 2004, года. Отсюда следует, что нынешний президентский срок следует рассматривать как первый. Вопрос о том, почему преждевременный (за 4 месяца до окончания второго срока) уход Ельцина с поста президента в конце 1999 года должен позволить Путину находиться в этой должности в совокупности 12 лет, может, в конечном итоге, попасть на рассмотрение дружественного Кремлю Конституционного суда РФ.
Тот факт, что Путин решил назначить наследника, не должен вызывать большого удивления. В отличие от Ельцина, Путин рассматривает работу в должности президента Российской Федерации как полную занятость. Многие западные средства массовой информации (СМИ) критикуют российские электронные СМИ за чрезмерное освещение каждого шага Путина как президента. С точки зрения западных СМИ, это отдает культом личности в его прежней форме. Но тем же критикам следовало бы учесть и то обстоятельство, что освещение Путина является также и достаточно изнурительным делом. Ельцин на протяжении большей части своих двух (за вычетом 4 месяцев) президентских сроков был недоступен для СМИ. Путин, напротив, является лидером, который почти постоянно находится со своим народом. Он это знает. Он также знает, что подавляющее большинство людей, видя его усердие в деле управления страной, реагируют позитивно. Имеются все признаки, что назначенный Путиным преемник будет копией его самого.
Но действительно ли Путин всегда со своим народом? Его кремлевские борзописцы хотели бы, чтобы мы в это верили, и они своего добиваются. С нынешним президентом это получается так хорошо, что кремлевские чиновники колеблются, не желая отпускать свою звезду - даже если бы он и захотел уйти с политической сцены. Не было в современной истории такого российского лидера, который бы выиграл борьбу с государственной бюрократией. Итак, дело вовсе не в том, что Путин хочет сделаться пожизненным президентом (или диктатором). Скорее всего, решать, кого назначить преемником Путина после восьми (или 12) лет, будет система, в рамках которой существует и добивается карьерного роста Путин.
Здесь не идет речь о том, что Путин просто пленник своего чиновничества. Путин и его чиновники работают в тандеме, как и в других современных государствах. Россия, однако, отличается от других тем, что ее чиновничество является единственно значимой формой правления в этой стране. Никто не сомневается, что Путин популярен у средних россиян. В его первый президентский срок Россия стала более стабильной. Стабильность - важная составляющая его популярности; стабильность - это то, чего желает также и чиновничество.
"Стабильность" - самый вероятный преемник Путина. Целый ряд обозревателей высказывают предположение, что наследником Путина, возможно, станет его фаворит, министр обороны Сергей Иванов. В этой связи упоминалось также имя министра финансов Алексея Кудрина. Обе эти личности, которые, как и сам Путин, активно выступают за действенный государственный контроль - вмешательство государства в вопросы социальной политики и экономики. И Иванов, и Кудрин надзирают за большими массами чиновников. Не исключено, что, когда Путин решит, что его служба подходит к концу, заветный приз будет отдан совершенно неизвестному лицу. Сам Путин был неизвестен, когда получил в управление Россию. Тем не менее, мало кто верит в то, что на смену Путину придет какой-нибудь политик; имеются все признаки, что его преемником станет чиновник.
Что означает заявление Путина о назначении своего преемника, и что можно было бы считать позитивным для будущего России? Путин, скорее всего, осознает, что новое усиление власти чиновников является исторической необходимостью после почти полного коллапса ельцинских лет. В душе Путин понимает, что, как только полномочия чиновничества будут расширены, приручить их снова станет практически невозможно - и это является величайшей исторической слабостью России. Возвращение уверенного в себе чиновничества пошло на пользу Путину, хотя опыт свидетельствует, что слишком большая уверенность в себе ведет Россию к застою и нестабильности.
Многим западным комментаторам мысль об изменении российской конституции, чтобы позволить Путину оставаться во власти 12 лет, представляется свидетельством роста авторитаризма и отказа от демократических принципов. С западной точки зрения, это, вне всякого сомнения, так и есть. Однако, то, что Запад именует авторитаризмом, многие россияне считают демократией, так как полагают, что им должно быть дозволено возвращать Путина на его должность столько раз, сколько они того пожелают. Российское чиновничество также считает, что это демократично. Чиновники будут удерживать Путина в занимаемой должности столько времени, сколько им выгодно.