Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
В Европе из-за России может произойти внутренний раскол

Россия может расколоть Европу сильнее, чем Соединенные Штаты

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В преддверии войны в Ираке Польша, Чешская Республика и шесть других стран, которые должны стать членами ЕС 1-го мая этого года, заняли в трансатлантическом споре сторону Соединенных Штатов. В то время это было воспринято как выражение благодарности Соединенным Штатам и демонстрация сходства позиций, хотя на самом деле это скорее была подстраховка от России, говорит Томас Хендрик Илвес, бывший министр иностранных дел Эстонии.

Когда восемь бывших членов советского блока вступят в Европейский Союз, разногласия по поводу взаимоотношений с Россией могут расколоть Европу сильнее, чем давние разногласия из-за политики США.

В преддверии войны в Ираке Польша, Чешская Республика и шесть других стран, которые должны стать членами ЕС 1-го мая этого года, заняли в трансатлантическом споре сторону Соединенных Штатов. В то время это было воспринято как выражение благодарности Соединенным Штатам и демонстрация сходства позиций, хотя на самом деле это скорее была подстраховка от России, говорит Томас Хендрик Илвес (Toomas Hendrik Ilves), бывший министр иностранных дел Эстонии.

"Я думаю, что реальной проблемой, которая возникнет перед Евросоюзом, станут не Соединенные Штаты, а взаимоотношения с Россией, - сказал г-н Илвес. - Жители Восточной Европы считают, что западноевропейцы ведут себя очень глупо и миролюбиво, когда речь идет о России".

В своем стремлении сделать Россию стратегическим партнером Великобритания, Германия, Франция и другие страны постоянно преуменьшают опасения, вызываемые широким кругом проблем - от нарушения прав человека в Чечне до консолидации политической власти президентом Владимиром Путиным, отметил г-н Илвес. Эта точка зрения была высказана им на посвященном расширению Евросоюза обеде в немецком Фонде Маршалла, который состоялся в конце прошлого года в Берлине. Главной темой на этом обеде был вопрос взаимоотношений с Россией.

С тех пор в Европе, судя по всему, началась переоценка России, вызванная опасением того, что г-н Путин ведет страну скорее в авторитарном, чем в демократическом направлении. Например, в ходе состоявшегося на прошлой неделе визита в Москву, министр иностранных дел Германии Йошка Фишер (Joschka Fischer) публично заявил, что у него были разногласия с г-ном Путиным по ряду вопросов, от Чечни до развития демократии в России.

В следующий понедельник 25 министров иностранных дел нынешних и будущих членов Европейского Союза соберутся в Брюсселе для того, чтобы выработать единую стратегию в отношении России. Эта инициатива была предпринята после того, как на прошедшем в Риме в ноябре прошлого года саммите Россия-ЕС выяснилось, что между странами Евросоюза имеются серьезные разногласия. Чиновники ЕС признают жесткий подход новых членов Союза, объясняя его историческими и географическими факторами, однако заявляют при этом, что ЕС надеется в понедельник выработать основу для более результативной политики по отношению к России.

Однако, по мнению г-на Илвеса и других экспертов, отношение старых и новых членов Европейского Союза к России, скорее всего, останется разным. Страны Восточной Европы по-прежнему относятся к России с глубокой опаской, хотя это и скрывается дипломатией, сказал г-н Илвес.

Для примера можно привести расходы Польши на оборону. В то время как другие страны стараются превратить свои вооруженные силы в облегченные подразделения, которые быстро могут быть переброшены в горячие точки, двумя крупнейшими сделками Польши по закупке вооружений были покупка 128-ми немецких тяжелых танков "Леопард-2" в 2002 году и 48-ми американских истребителей Ф-16 в 2003 году. И та, и другая техника предназначена для оборонительных военных действий.

Проблема Польши заключается не в угрозе вторжения России, говорит бывший министр обороны Польши Януш Онышкевич (Janusz Onyszkiewicz), вторжение в высшей степени маловероятно, а если оно произойдет, то у Организации Североатлантического договора будет время на ответные действия. Но польских стратегов беспокоит вероятность того, что Россия может провести рейд возмездия, "наподобие того, как Китай попытался преподать Вьетнаму урок в 1979 году", отмечает г-н Онышкевич. В ходе набегов, которые длились на протяжении месяца, Китай нанес большой урон приграничным вьетнамским городам, хотя и сам понес тяжелые потери. Подобное нападение может быть осуществлено очень быстро, и какое-то время Польше придется защищать себя самостоятельно.

Российская сторона отрицает, что Россия представляет собой какую бы то ни было угрозу для новых членов Европейского Союза или других близлежащих стран. Тем не менее, на встрече министров иностранных дел в понедельник новые члены Евросоюза скорее всего вновь выскажут опасения относительно России. Главным вопросом повестки дня будет выдвинутый Россией список из 14 требований, которые должны быть удовлетворены перед тем, как она согласится на распространение действия Договора о партнерстве и сотрудничестве на новых членов ЕС. В прошлом при расширении Евросоюза подобные соглашения распространялись на новых членов автоматически.

По мнению одного из дипломатов, представляющих в Брюсселе новое государство Восточной Европы, увязывание этих требований с расширением похоже на "шантаж".