Наблюдаемый в последние годы в России экономический рост - это не иллюзия, однако этот рост не был достигнут за счет каких-либо качественных изменений в экономике. Именно благоприятная ситуация на международных рынках предоставила нам передышку и позволила остановить «неразбериху» в экономике, которую мы наблюдали в течение минувших 15 лет.
Было бы ошибкой не использовать в наших интересах шанс приступить к процессу экономической модернизации. Однако этого нельзя достичь без стабильности и модернизации российского общества. Самый плачевный факт состоит в том, что в течение долгих лет страна не может побороть бедность, которая теперь серьезно подрывает стабильность. В последнее время проблема бедности стала ключевым вопросом в публичных дебатах. Однако неверно рассматривать эту проблему в общих чертах, без анализа ее причин. Это также было бы пагубным, так как вызывает нереалистичные ожидания в некоторых слоях общества и приводит к нестабильности.
Проблема бедности часто сводится к вопросу о том, сколько в России бедных людей и как статистика по вопросу о бедности может быть улучшена. Этого можно достигнуть, как предпочли бы некоторые, либо за счет увеличения денежных выплат бедным, либо за счет конфискации всех денег у богатых людей. Логика проста: если нет богатых людей, значит, мол, бедных тоже не будет. Что касается статистических данных, то каждый должен понять, что понятие «бедность» и, в частности, границы этого социального явления являются весьма нечеткими. Это открывает путь произволу чиновников, которые во многих случаях по своему собственному усмотрению оценивают результаты принятых ими мер.
Энергия, творческий потенциал, предпринимательские способности и знания преуспевающих людей помогли в свое время защитить, по крайней мере, часть экономического потенциала советского периода от разрушительных элементов «дикого капитализма», и наступление против этих людей может привести к чрезвычайно отрицательным последствиям. Успешное развитие России зависит от последовательного увеличения числа инициативных людей в экономике, в искусстве, науке, спорте и других сферах.
Я не согласен с утверждением о том, что приватизация, которая происходила в начале 90-х годов, была несправедливой. Важно понять, что и приватизация, и национализация всегда приводят к нарушению чьих-то интересов. Проблема в том, каким образом результаты приватизации могут быть использованы на благо страны и каждого представителя общества, а не только для выгоды тех, кто приобрел собственность в ходе приватизации.
Существуют два наиболее актуальных вопроса. Во-первых, что делать с проблемой государственной собственности, которая была значительно недооценена в период приватизации, и стоимость которой с момента ее перехода в частные руки выросла во много раз? Во-вторых, как в целом сделать частный капитал более эффективным в интересах общества?
Вместо того, чтобы запугивать тех, кто извлек выгоду от недооценки собственности в ходе приватизации, их нужно заставить платить очень высокий налог, порядка 75% или даже 80% от количества прибыли, которую они извлекли в результате недооценки стоимости активов, которые они приобретали. Или же их можно было бы обязать в долгосрочной перспективе инвестировать эквивалентное количество средств в «реальную экономику» с капитализируемыми результатами таких инвестиций.
Я полагаю, что это пошло бы на пользу обществу и было бы справедливо. В то же время запугивание представителей бизнеса приведет к отрицательному результату. В лучшем случае это приведет к снижению деловой активности, а также к тому, что предприниматели сменят стратегию коммерческого развития. Что касается второго вопроса, то у меня есть целый ряд предложений относительно объединения усилий частного капитала и государства для решения экономических проблем, в частности в области развития инфраструктуры.
Однако в этой статье я только касаюсь вопроса о роли частного капитала в решении социальных проблем, связанных с модернизацией общества. После распада Советского Союза мы отказались от политической системы, которая, как выяснилось, была неэффективной. Однако мы также отказались от значительных достижений в социальной сфере. В Советском Союзе существовали, хотя и не всегда справедливо, равные возможности при приеме на работу, в сфере образования, здравоохранения и т.д. Кроме того, нельзя забывать о таких аспектах жизненного уровня, как благоприятные экологические условия, возможность переезжать из одного региона в другой и право на получение жилья. Все это сегодня на словах тоже гарантируется всем гражданам, но на практике доступно лишь немногим.
Именно поэтому модернизация общества так важна, и чтобы достичь ее, люди должны иметь равные возможности. Обычно уровень жизни определяется при оценке уровня доходов на душу населения. Такой подход оправдан, когда большинство населения имеет достаточно высокий доход, а рыночная экономика хорошо развита по всей стране. Однако ни одно из этих условий не относится к России. Если более внимательно взглянуть на проблему бедности в России и ее корни, важно понять, кто именно попадает в категорию «бедных» и какие ключевые факторы приводят к социальному неравенству в стране.
Прежде всего, проблема заключается в отсутствии равных возможностей в обществе. Как это ни парадоксально, бедные граждане России - это прежде всего высококвалифицированные работники, например, преподаватели, врачи и ряд других категорий служащих госсектора, которые составляют почти половину тех, кто входит в число «бедных». Такой мрачной ситуации нет ни в одной цивилизованной стране мира. Какое будущее может иметь страна, в которой преподают бедные учители? Говорят, что Бисмарк однажды сказал, что Германия выиграла две войны благодаря своим сельским учителям, а не благодаря своим генералам. Я не знаю, говорил ли он это в действительности, но я абсолютно уверен, что это утверждение является верным.
Кроме того, более 40% молодых семей в России живут ниже черты бедности, когда они заводят детей. Это означает, что почти каждая вторая молодая семья имеет детей, которые уже от рождения являются бедными, и если может быть создано общество равных возможностей, эти дети фактически обречены на то, чтобы остаться бедными на всю оставшуюся часть своей жизни.
Какие факторы конкретно приводят к бедности в этой стране? Это высокий уровень безработицы, существенное число рабочих мест, которые не обеспечивают прожиточный минимум, а также сокращение числа социальных услуг, расходы за которые берет на себя государство. К сожалению, все это верно. Повторяю, я хотел бы подчеркнуть, что борьба с бедностью не должна быть благотворительной акцией. Речь должна идти о борьбе против сильного социального неравенства. Единственный способ сделать это состоит в том, чтобы способствовать созданию общества равных возможностей.
Если мы будем заниматься лишь краткосрочными проблемами для достижения краткосрочных целей вместо того, чтобы сосредоточить усилия на стратегических проблемах социально-экономического развития, мы можем упустить последний шанс создать в стране основу для жизнеспособного, долгосрочного развития, основанного на экономической и социальной модернизации.
Итак, на повестке дня должны быть следующие жизненно важные проблемы:
- преодоление неравенства и предоставление нашим согражданам возможности реализовать свои конституционные права;
- восстановление общего экономического пространства на территории бывшего Советского Союза;
- развитие инфраструктур путем совместных усилий государства и частного сектора (строительство дорог, железных дорог, портов, аэропортов, мостов, электростанций, линий электричества, и т.д.);
- решение демографических проблем России;
- подъем жизненного уровня (включая решение экологических проблем);
- устранение неравномерности в уровне развития регионов;
- гармонизация межнациональных отношений в стране и создание нормальных условий жизни для российских общин, живущих за пределами России;
- национальная безопасность и сохранение территориальной целостности;
- безопасность граждан;
- систематическая оценка работы государственных чиновников (ежемесячно, ежеквартально, ежегодно), с результатами, которые будут публично обсуждаться в Госдуме.
Все эти проблемы тесно связаны, и их нужно рассматривать как часть одного всеобъемлющего плана действий. Следовательно, если мы знаем, где находимся сейчас и где хотим оказаться через 15 - 20 лет, мы должны разработать подробную стратегию, которая позволила бы нам достичь наших долгосрочных целей.
В заключение, я сформулирую некоторые вопросы для размышления, а также некоторые предложения относительно модернизации общества. Итак, как могло произойти, что страна с таким выдающимся человеческим потенциалом, щедрыми природными ресурсами и большими успехами в науке и технике разбазарила все свои социальные достижения?
Кто толкнул страну на путь «дикого капитализма»? И имеют ли эти люди право на то, чтобы продолжать управлять страной и проводить свою либеральную политику, основанную на предпосылке о том, что рыночные механизмы сами собой все урегулируют? На самом же деле при таком подходе благосостояние граждан и процветание страны зависит от ситуации на мировом рынке сырья и от цен на энергоносители.
Эта ситуация должна быть в корне изменена. Должна быть разработана долгосрочная стратегия социальной модернизации, нужно определить долгосрочные цели и всесторонние меры. Очень важно выслушать как можно большее количество людей, вместо того, чтобы слушать только тех, кто отвечает за экономическое крыло правительства и тех чиновников Центробанка, которые неоднократно провозглашают свои бессмысленные лозунги и призывы.
Вспоминается знаменитая фраза Остапа Бендера: "Не волнуйтесь, заграница нам поможет». Мы все должны помочь друг другу. Будущее России зависит от наших усилий и достижений тех новых лидеров, инженеров, ученых и успешных людей, которые появятся в том случае, если мы примем меры, нацеленные на построение общества, основанного на равных возможностях.
* Олег Дерипаска - председатель Совета директоров компании "Базовый Элемент"