Когда речь заходила о России, ЕС до сих пор выступал как самодеятельный хор: все бодро пели вразнобой, никто не мог взять верную ноту. Если президент США Джордж Буш (George Bush) пел все громче новые дифирамбы в адрес своего 'друга' Владимира Путина, то ведущие политики ЕС никак не могли разобраться, выступать им в мажорном или же в минорном ключе. Так, канцлер ФРГ Герхард Шредер (Gerhard Schroeder) и президент Франции Жак Ширак (Jacques Chirac) во время иракского кризиса обхаживали российского президента. Напротив, Великобритания и Испания проявляли сдержанность.
Абсолютной степени какофония достигла прошедшей осенью: Сильвио Берлускони (Silvio Berlusсoni), бывший в то время все же председателем Совета ЕС, заглушил своим импровизированным соло весь европейский хор. Нарушения прав человека в Чечне - это легенда, скандал вокруг главы ЮКОСа Михаила Ходорковского - выдумки средств массовой информации, утверждал глава правительства Италии. Берлускони начал даже дистанцироваться от Еврокомиссии на официальном уровне - скандал был замечательнейший.
Исходя из этого, вряд ли можно удивляться тому, что брюссельские ведомства подводят теперь разрушительные итоги европейской российской политики. ЕС не в состоянии четко сформулировать свои цели по отношению к Москве и эффективно представлять свои интересы, говорится в документе доверительного характера в адрес Совета министров иностранных дел, заседание которого состоялось в прошедший понедельник в Брюсселе. К тому же Совет и Комиссия слишком часто следуют в своих действиях разной стратегии. Это приводит к тому, что каждый раз приходится идти на поводу у русских, и практически не видно никакого прогресса. Пришло время положить конец 'ритуальным политическим заявлениям' и провести для российского правительства 'четкую красную черту', говорят среди ответственных чиновников ЕС.
Первую красную черту ЕС уже провел: Совет и Комиссия с необычной определенностью требуют от России, чтобы та согласилась на распространение Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (PKA), подписанного в 1997 году, на десять новых государств-членов ЕС. В частности, Москва более чем убедительно доказала ущерб, возникающий в связи с расширением ЕС, и потребовала за это от Брюсселя в документе, содержащем 14 пунктов, компенсацию. Однако ЕС отвергает всякую 'взаимосвязь' между расширением Союза и пожеланиями России. Вчера министры иностранных дел совещались по поводу возможных последствий в случае, если Москва будет упрямо стоять на своем. Проблемы могут возникнуть, прежде всего, в сфере торговли, половина объемов которой приходится на ЕС, говорится в кругах ЕС.
Разумеется, совсем не очевидно, что такая жесткая линия приведет к желанному успеху. В конце концов, ЕC не хотел бы не только осложнений в вопросе своего расширения, запланированного на май. Он также стремится к всеобъемлющему партнерству с великим соседом на Востоке. На петербургской встрече в верхах в мае 2003 года была достигнута договоренность о создании с этой целью так называемых 'общих пространств', охватывающих область экономики, внешней политики, судебной системы и культуры. Но ни эти 'пространства', ни стратегическое партнерство своих очертаний так и не обрели. Москва, очевидно, приняла решение не предпринимать никаких шагов до тех пор, пока будет продолжаться спор относительно Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Соглашение о партнерстве стало 'ключом ко всему остальному', - жалуются дипломаты ЕС. Но у кого более сильные рычаги, у Брюсселя или у Москвы, надо еще доказать.
Сохраняется напряженность и что касается других важных спорных вопросов. Идет схватка за возможное вступление России в ВТО, продолжается спор, связанный с Киотским протоколом. В то время, как Россия в вопросе с ВТО настаивает на уступках со стороны ЕС, европейцы, в свою очередь, находятся в зависимости от ратификации Москвой Киотского протокола, если они хотят чтобы этот документ вступил в силу.
Картина становится еще сложнее, если обратиться к экономическим интересам. Так, европейские компании являются самыми крупными инвесторами России, но Европа, с другой стороны, покрывает за счет России пятую часть своих потребностей в энергоносителях.
Переплетение интересов столь многообразно, что простых и быстрых решений вообще не может быть. Это должна учитывать Еврокомиссия, занимаясь разработкой, как предполагается, когерентной стратегии в политике в отношении России. Зато порой слишком болтливые политики ЕС должны были бы в отношениях с Москвой следовать старой пословице: слово - серебро, молчание - золото.