ЕС приближается к России в географическом плане, но одновременно растет мировоззренческое отчуждение двух систем. Дело в том, что при Владимире Путине произошла смена курса: в сторону урезания демократии и прав граждан
Россия однажды придерживалась во внешней политике четкой линии. Согласно этой линии, прием в НАТО бывших государств восточного блока было принципиально плохо, но вот расширение Европейского союза - в принципе хорошо.
Москва рассматривала приближение к своим границам бывшего вражеского альянса как опасность, а Европейского союза - в качестве шанса.
ЕС и его ритуальная политика
На вступление новых государств Восточной Европы в НАТО Россия реагирует спокойно, но предстоящее 1-го мая расширение ЕС вызывает в Москве беспокойство. Россия волнуется за свой экспорт в новые страны-члены ЕС и якобы за благополучие русских, проживающих в странах Балтии.
Вчера этими вопросами занимались министры иностранных дел стран ЕС, говорившие по долгу службы с заклинаниями о наличии потенциала в европейско-российской общности. Однако в действительности им понятно, что политика ЕС в отношении России погрязла в своей ритуальности и отличается противоречивостью.
Россия на этапе смены курса
Об этом говорят со всей жесткостью и самокритично сами специалисты ЕС. Одним словом, у Союза существует проблема с политикой в отношении России. Это плохо. Но еще хуже, что у него проблема с Россией.
В России при Владимире Путине произошла смена курса: в сторону урезания демократии и прав граждан. Таким образом, географическое сближение с ЕС совпадает с ее мировоззренческим отчуждением.
В этом следует искать глубинные корни отчуждения между Москвой и Брюсселем. Снова произойдет сближение в вопросах торговли, но авторитарная Россия будет оставаться для Европейского союза всегда чуждой.