25 февраля 2004 года. Положение Михаила Касьянова как российского премьера давно уже выглядело шатким. А поэтому стоял вопрос не "если", а "когда" президент Владимир Путин решит поддать ему коленкой под зад.
Да, г-н Касьянов сослужил своей стране хорошую службу. После девальвации и дефолта 1998 года он возглавлял российскую делегацию на переговорах с держателями облигаций и сумел добиться от кредиторов списания 50% долга. Он был прагматичен и надежен. Но г-н Касьянов также олицетворял одну из главных связей с ельцинской эпохой и с устраивавшими олигархов сделками, которые характеризовали тогдашнюю администрацию. Уволив его, г-н Путин порвал эту связь.
Это не делает решение г-на Путина менее удивительным. Однако странным в нем кажется не сущность, а выбор момента - всего за несколько недель до президентских выборов. Большинство президентов предпочли бы подождать и только после выборов перетасовать свой кабинет министров. Но только не г-н Путин. Его победа на выборах 14 марта является делом решенным. И это обстоятельство позволило г-ну Путину поменять свое правительство пораньше. Более того, это дало ему возможность представить увольнение премьер-министра как часть более широкой задумки, которая имеет целью еще до выборов, а не после них повысить долю уверенности по поводу состава его будущего правительства. Зачем выжидать?
Именно так рассуждает рынок сегодня. Цены акций и облигаций быстро восстановились после потерь, которые были вызваны этой новостью. Г-н Путин также, как обычно, задал осторожный тон, назначив технократа-реформиста временно исполнять обязанности премьер-министра. Однако этот аргумент будет действовать только в случае, если г-н Путин вскоре назовет своего кандидата на этот пост. Российский инвестиционный банк "Объединенная финансовая группа" высказал мнение, что задержка в 2 дня будет достаточно учтивой. Стоит, однако, потянуть с этим кандидатом подольше, и начнут расти подозрения, что увольнение г-на Касьянова было не частью тщательно продуманного плана, а скорее результатом каких-то скрытых разногласий внутри Кремля.