Отправкой в отставку правительства за две с небольшим недели до президентских выборов президент Владимир Путин хочет продемонстрировать свою активность. Краткосрочная цель состоит в том, чтобы мобилизовать граждан, иначе существует угроза, что уверенная победа будет обесценена из-за мизерного участия избирателей. Однако назначение нового премьера взамен технократа Михаила Касьянова будет означать также и стратегическое решение: или Путин зацементирует авторитарный курс, назначив на эту должность еще одного сотрудника спецслужб, как например министра обороны Сергея Иванова, или же после многомесячного простоя будет продолжен курс реформ. Этот путь олицетворяет министр финансов Алексей Кудрин и глава Думы Борис Грызлов.
Многое говорит за то, что на сей раз это не будет сотрудник спецслужб. Их у Путина на ключевых позициях достаточно. Кроме того, он хочет войти в историю как реформатор, как человек удвоивший экономическую мощь России и избавивший своих земляков от нищеты. Для этого необходимо реформировать банковскую систему, демонополизировать энергетику и по всему широкому фронту освободить экономику от хватки государства.
Путин знает это как человек, имеющий экономическое образование, тем более, что в последнее время на то есть все признаки, - типа скандала вокруг Юкоса, - иначе он приведет гигантскую империю, скорее, в каменный век.
Но так Путин не сможет достичь своей цели - удвоить за десять лет внутренний валовый продукт. Для этого кроме реформ необходимы, прежде всего, новые головы. Ведь в России, еще более чем в Западных странах, за программы отвечают люди. Поэтому назначение нового премьера ясно обозначит дальнейший политический курс Путина.
При этом сейчас уже ясно одно: отставка Касьянова означает окончательное завершение эры Ельцина. С этого момента Путин сам несет ответственность за строительство дома, имя которому Россия. Этот дом будет снова иметь окна, открытые в сторону Европы и в сторону Китая, этого огромного, быстро развивающегося, хотя и авторитарного соседа. Насколько широко эти окна будут раскрыты будет зависеть также и от того, какие предложения по сотрудничеству Кремль получит от Европы и США.