Кто будет преемником? Этим вопросом занималась в среду вся политическая Москва после отставки премьер-министра Касьянова, этого непопулярного пережитка ельцинского прошлого и последнего заступника российских олигархов. Отсчет времени для президента Путина начался: по конституции у него есть две недели, чтобы внести в Думу предложение по кандидатуре премьера, а у Думы - 1 неделя для его утверждения. Однако в Москве считают, что Путин сделает свой выбор уже в ближайшее время, а послушная Кремлю Дума утвердит его в кратчайшие сроки. И тогда Путину все же удастся еще до президентских выборов представить новый состав правительства - необычный шаг, потому что после выборов правительство все равно должно уйти в отставку.
Отставкой Касьянова, а по конституции с ним вместе должна уйти вся дружина министров, Путин перенес отставку правительства, которая итак должна была состояться, на более ранний срок. В этом и был сюрприз. Многие министры узнали о том, что они уже не министры, от журналистов. Для заявления президента во второй половине дня была прервана телевизионная передача, и президент, выпервые выглядивший болезненным, зачитал соответствующий текст.
Еще раз о причинах своего решения президент сообщил собравшемуся в среду бывшему кабинету. Он объяснил, что отставку правительства после его победы на выборах он считает формальностью, сам же будет держаться за того премьер-министра и тот состав правительства, которых он назначит в ближайшие дни. Наряду с уже упомянутой политической причиной - представить нового премьера обществу еще до президентских выборов, Путин объяснил и 'административно-организационный' мотив своего решения: если старое правительство уйдет в отставку после президентских выборов, то новое правительство сможет начать свою работу не раньше июня. А поскольку поставлена задача административной реформы, которая затрагивает и само правительство, его работа будет парализована многие недели. Некоторые наблюдатели считают это заявлением свидетельством того, что сразу после президентских выборов будет решительно начат второй этап реформы.
То, что отправив в отставку Касьянова, Путин сразу же не назвал нового премьера, говорит о том, что он еще не сделал свой выбор. Московская пресса не едина в своем мнении, кому она должна отвести роль фаворита. В качестве второго человека в стране и возможного преемника Путина на посту президента давно уже называют министра обороны Иванова, которого можно было сначала поставить на перспективную позицию, назначив премьер-министром, как это было в случае с самим Путиным. Недавно Путин сказал, что считает своим долгом своевременно предложить обществу своего преемника. Однако, что это будет сделано уже сейчас, московская пресса считает маловероятным. Поскольку новый глава правительства должен сначала провести непопулярную жилищную реформу, реформу здравохранения и образования. До сих пор российские граждане пользовались благами в этой сфере официально бесплатно. У Путина нет никакого повода обременять своего преемника такой титанической работой.
Поэтому ожидается, что выбор падет на премьера-технократа, финансиста или администратора. Наряду с вице-премьером Алексеем Кудриным, который почти в открытую сам себя рекомедовал на пост главы правительства, называется также его коллега, Борис Алешин, вышедший из военно-промышленного комплекса и занимающийся с некоторых пор административной реформой. Глава путинского избирательного штаба, юрист Дмитрий Козак, также называется возможной кандидатурой на пост премьера. Упоминается и имя Игоря Шувалова, молодого экономиста, сторонника реформ, раньше работавшего с Касьяновым, а теперь занимающегося в Кремле разработкой концепции реформаторской политики. Делать сюрпризы для своего окружения - стиль Путина. Будем ждать очередного.