Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Взгляд со стороны: религиозность Путина

Взгляд со стороны: религиозность Путина picture
Взгляд со стороны: религиозность Путина picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Возможно, президент Путин - это 'серый кардинал' российской демократии, осуществляющий 'ползучий переворот' с целью установления 'мягкого' авторитарного режима в стране, но он также пользуется репутацией человека верующего. Оправдан ли этот вывод, или российский президент просто оттачивает методы, которым его научили в школе КГБ?

Николаc К. Гвоздев - главный редактор журнала 'In The National Interest'

Возможно, президент Путин - это 'серый кардинал' российской демократии, осуществляющий 'ползучий переворот' с целью установления 'мягкого' авторитарного режима в стране, но он также пользуется репутацией человека верующего.

Оправдан ли этот вывод, или российский президент просто оттачивает методы, которым его научили в школе КГБ?

Когда видишь Путина в церкви, можно наблюдать 'нормальное, естественное поведение глубоко верующего православного христианина' - говорит отец Леонид Кишковский, уполномоченный по экуменическим связям Православной церкви в Америке.

Путин, по словам Кишковского, демонстрирует 'глубокое знакомство' с церковной службой и ритуалами, сильно отличаясь в этом смысле от других постсоветских лидеров, в том числе и бывшего президента Бориса Ельцина, который в церкви часто выглядел растерянным и чувствовал себя не в своей тарелке.

Действительно, фотографии российских политиков, стоящих по стойке смирно, неловко сжимая в руках свечи, дали многим россиянам повод презрительно называть их 'подсвечниками'. На религиозных лидеров, встречавшихся с главой российского государства, напротив, глубокое впечатление производит 'подлинность православной ипостаси Путина'.

Кишковский, недавно посетивший Россию, прокомментировал отношение Путина к религии на семинаре, организованном Гарримановским институтом в Колумбийском университете (Нью-Йорк) 10 февраля. Будучи первым главой государства со времен большевистской революции, открыто проявляющим свою религиозность, Путин способствует определению роли религии в публичном пространстве постсоветской России.

В современной России существует собственный вариант 'религиозных войн', отметил Кишковский. В первое десятилетие после распада СССР, в стране произошло настоящее религиозное возрождение. Сегодня Русская православная церковь и другие христианские конфессии, а также ислам, иудаизм, буддизм стремятся к более активной роли в обществе. И все же вопросы о том, насколько актуальна религия для российского общества, и должна ли она играть активную, заметную роль, являются предметами острых споров.

Русская православная церковь - крупнейшая религиозная организация Российской Федерации - первой начала выстраивать для себя новую роль в обществе. Церковь спонсирует ежегодный 'Всемирный собор русского народа' - форум, собирающий вместе церковных лидеров, политиков и других общественных деятелей для обсуждения настоящего и будущего России. Кишковский, принимавший участие в Соборе от Православной церкви в Америке, отметил, что на нем был представлен весь политический спектр России - от председателя Коммунистической партии Геннадия Зюганова до главы либерально-демократического 'Яблока' Григория Явлинского.

Путин ведет более тонкую линию. Нисколько не стесняясь публично демонстрировать свою православную идентичность, он в то же время старается заверить представителей других религиозных групп, а также атеистов, что является президентом всех россиян. Автор данной статьи уже отмечал попытки Путина создать некую, не связанную с конкретной конфессией 'гражданскую религию', основанную на общих ценностях, характерных для всех традиционных религий России. В ежегодных посланиях христианам, мусульманам, иудеям и буддистам по случаю их религиозных праздников Путин, как правило, подчеркивает общественное значение веры для обеспечения мира, воспитания терпимости, благотворительности, патриотизма.

Кишковский отметил, что патриарх Алексий II, глава Русской православной церкви, присутствовал на инаугурации Путина, но не играл никакой активной роли в этой церемонии. Впрочем, патриарх в частном порядке провел богослужение для Путина в одной из кремлевских часовен.

Это сочетание частного и публичного аспектов присутствует и в других сферах. Президент и его жена Людмила регулярно посещают церковные службы, а во время поездок по стране Путин также часто посещает церкви и монастыри. Российская пресса также проявляла интерес к сообщениям, согласно которым Путин и его жена, в соответствии с классическими российскими традициями, обращаются к духовным лицам за советом. В качестве советника (духовника) президента часто называют архимандрита Тихона Шевкунова из московского Сретенского монастыря, а его жена, как утверждается, давно уже поддерживает отношения со своей 'духовной матерью' - матерью Людмилой из Снетогорского монастыря.

Тем не менее, Путин никогда не проявлял признаков религиозного фанатизма и нетерпимости. Как показывает состав его кабинета, при подборе сотрудников Путин не пользуется некоей религиозной 'лакмусовой бумажкой'. Более того, некоторые люди критически относятся к якобы проявляемому президентом 'экуменизму': убеждению, что православие - это российский вариант набора всеобщих моральных и духовных ценностей, якорь национальной идентичности, однако и другие конфессии обладают такой же значимостью.

После посещения знаменитого Соловецкого монастыря в августе 2001 г. Путин, цитируя знаменитую проповедь 'О законе и благодати' митрополита Киевского Иллариона, жившего в 11 веке, заявил журналистам: 'Господь спас все народы, как некогда сказал митрополит Илларион. А значит, в глазах Господа все народы равны'.

Кроме того, Путин встречался и с другими крупнейшими религиозными лидерами мира, в том числе с Папой Иоанном Павлом II и архиепископом Кентерберийским; порой он проводит различие между интересами Русской православной церкви и государства. Даниил Щипков, корреспондент 'Независимой газеты', писал в июле 2003 г., что временами 'президент подчеркивает свою отдаленность от церкви, оставаясь при этом православным'.

Тот факт, что Путин не идет дальше проявлений личной религиозности, в свою очередь, нравится широким кругам населения, которых можно назвать 'путиноверцами' - теми, кто считает себя православными, имеет некоторое представление о религиозных догмах и ритуалах, но чувствует себя вполне комфортно в светском государстве.

Их удовлетворяют отношения между церковью и государством, напоминающие западноевропейские образцы - при которых православная церковь играет определенную роль в вопросах образования и социальной помощи - но они не хотят восстановления православной церкви в ее прежней роли государственной церкви, которую она играла до революции. Другими словами, они одобряют тот факт, что в столовых Думы и других государственных учреждений появилось постное меню, но не желают, чтобы соблюдение поста стало обязательным.

С политической точки зрения религиозность Путина имеет противоречивый характер. Возможно, тот факт, что политические и экономические реформы проводит лидер, не скрывающий своих православных убеждений, помогает отражать критические нападки со стороны экстремистских политических сил, бичующих западную 'отраву', оскверняющую Россию. Одновременно этот факт вызывает беспокойство у тех, кто считает, что Путин может попытаться использовать религию, а конкретно - православную церковь, в качестве поддержки политики ограничения гражданских прав и политических свобод.

Никто, однако, не спорит, в период президентства Путина по-прежнему проявляется актуальность влияния церкви в России 21 века.