Самые ожесточенные и обеспокоенные критики президента Владимира Путина считают его серьезной угрозой постсоветской демократии, приписывая ему авторитарное стремление построить "капитализм со сталинским лицом".
Однако инвестор Уильям Браудер (William Browder) считает иначе. Не стоит обращать внимания на доводы о ползучем переводе, осуществляемом коллегами Путина по КГБ, о войне в Чечне, о захвате государством контроля над телевидением и даже об аресте богатейшего человека России. Для Браудера Путин является настоящим реформатором, главным союзником западных капиталистов, которые пришли в Россию для того, чтобы создать новую рыночную экономику, однако попали в "море коррупции".
"Каким может быть наихудший сценарий? - спрашивает Браудер, который поставил 1,3 миллиарда долларов США, принадлежащие возглавляемому им инвестиционному фонду, на успех деятельности Путина на посту президента. - Он может заключаться в том, что я ошибся, и что абсолютная власть станет абсолютно коррумпированной. Однако я не считаю, что нынешняя власть стремится к сталинизму".
Горячие споры о том, куда Путин ведет страну, разгорелись с новой силой именно сейчас, когда Путина ожидает неминуемая победа в президентской гонке, в которой ни у одного из его оппонентов рейтинг не превышает нескольких процентов.
Никто более горячо не защищает Путина, чем Браудер и другие представители небольшого, но влиятельного класса западных инвесторов, инвестиционных аналитиков и биржевых брокеров, работающих в Москве. Они полностью прониклись розовым оптимизмом в отношении бывшего агента КГБ, ставшего президентом - и они активно зарабатывают деньги на российском растущем рынке ценных бумаг.
Они настолько очарованы Путиным, что один из западных брокеров назвал его в недавнем докладе "Святым Владимиром", в то время как остальные используют любые возможности, чтобы расхвалить инвестиционный потенциал России, независимо от новостей, поступающих из этой страны. Даже арест Михаила Ходорковского вызвал лишь временный испуг. На прошлой неделе рынок ценных бумаг набрал потерянные 20 процентов и устремился дальше, что позволяет ему стать самым прибыльным рынком в мире.
Министр экономики Герман Греф предупредил на прошлой неделе, что рынку грозит опасность перегрева из-за большого объема денег, поступающих на него в тот момент, когда необходимые экономические реформы еще не проведены. Однако это заявление также не смогло приостановить рост.
"Я - один из апологетов Путина, - сказал о себе Эрик Краус (Eric Kraus), ведущий аналитик инвестиционной компании "Совлинк", который и употребил в одном из докладов словосочетание "Святой Владимир". - Однако я не получаю от этого никакой выгоды", - добавил он.
Тревогу в отношении Путина высказывают независимые политические аналитики, авторы редакционных комментариев и тающие ряды российских либералов, которые не смогли пробиться в Государственную Думу. Однако инвесторы, например, Браудер, чья компания "Hermitage Capital Management" является крупнейшим иностранным инвестиционным фондом в России, начали ответную борьбу.
К ней можно отнести тысячи электронных писем, рассылаемых подписчикам, ежедневные доклады об инвестиционной обстановке в России, интервью в западных средствах массовой информации и в других изданиях, в том числе и опубликованная недавно в "The Moscow Times" статья Браудера "В защиту Путина". В страну потекли иностранные инвестиции (хотя все еще скромные) - 29,7 миллиарда долларов США в 2003 году, что на 50 процентов больше, чем в 2002 году, а подпитываемая нефтяными прибылями экономика растет пятый год подряд.
"Я просто не покупаюсь на критику, согласно которой Путин является головорезом из КГБ, стремящимся использовать власть себе на благо", - говорит еще один фанат Путина, ведущий экономист инвестиционной компании "Brunswick UBS" Эл Брич (Al Breach).
Для многих специалистов по России разгорающиеся острые споры напоминают вражде времен "холодной войны", которая развела кремлинологов по разным лагерям, сохранившимся и по сей день.
"Взгляды людей на Россию снова диаметрально противоположны, а нервы напряжены так, как они никогда не были напряжены с момента прихода Путина к власти, - говорит Эндрю Кучинс, директор Московского Центра Карнеги, аналитики которого критикуют отход Путина к авторитаризму. - Энергетика и эмоциональность споров о России достигли такого накала, какого я не видел уже давно".
Кучинс назвал Браудера "главным болельщиком" президента России и поставил под вопрос достоверность мнений, высказываемых поддерживающими Путина лидерами бизнеса, разбогатевшими на постоянно растущем российском рынке ценных бумаг.
"Путин ослепил их. Я хотел бы надеяться, что они правы, однако существует очень много доказательств, подтверждающих обратное, - сказал Кучинс. - Если вы считаете, что укрепление реальной демократии - благо для России, то очень трудно не быть обеспокоенным тем, что происходит".
В свою очередь Браудер говорит, что критики Путина являются кабинетными экспертами, настолько отдаленными от реальности, что они даже не учитывают 70-типроцентный рейтинг Путина. С тех пор как Путин пришел к власти, Браудер говорит о нем как о настроенном на реформы технократе, способном осуществить либеральные экономические реформы, например, ввести 13-типроцентный подоходный налог или частную собственность на землю, о которых его предшественник Борис Ельцин только говорил. Браудер всегда был не согласен с теми, кто боялся Путина, однако эти расхождения во мнениях достигли непреодолимых размеров после того, как российские власти начали юридическую атаку на Ходорковского и принадлежащую ему компанию ЮКОС.
"В этой борьбе, - сказал Браудер, - я всегда буду верить Путину".
Браудер и многие другие западные инвесторы поддерживают Путина в знак своего презрения к Ходорковскому и другим так называемым олигархам, которые сколотили свои огромные состояния в ходе приватизационных сделок 1990-х годов.
Браудер, который публично вступал в споры с Ходорковским и другими олигархами из-за противозаконных, по его мнению, попыток снижения стоимости пакетов акций миноритарных акционеров путем увеличения общего числа акций, утверждает, что Путин является единственным политическим лидером России, который пытается прекратить их правонарушения. "Это похоже на школьный двор, в котором царит беззаконие, и бегают хулиганы, задирающие малышей. Однако пришел большой хулиган и все мелкие хулиганы начали ему подчиняться, - говорит Браудер. - Государство в данном случае и есть тот большой хулиган".
На самом деле, как рассказал Браудер, в последние годы он изменил инвестиционную стратегию своего фонда в России, придя к выводу, что инвестиции следует делать только в крупные национальные компании, например "Газпром" или РАО "ЕЭС". В этом случае, сказал Браудер, если он столкнется с проблемами в этих компаниях, то у него есть средство воздействия - президент.
В конечном итоге, его вера в экономическое развитие России свелась к личной вере в президента. Браудер и многие его коллеги считают споры о демократии неуместными, так как демократия является сказкой, которая еще не скоро станет былью.
"Нас учили верить в свободу, равенство и братство как в принципы, которые вы просто не имеете право нарушать, - отметил Браудер. - В России без соответствующих институтов эти принципы приведут к хаосу. Закончится тем, что семеро олигархов будут контролировать 60 процентов экономики. И если государство должно сейчас стать немного более сильным, то россияне, судя по всему, готовы заплатить за это".