Бесспорно, Россия великая страна с тысячелетней историей и самобытной культурой. И конечно очевидно, что Европа заинтересована иметь соседом демократическую Россию. Но выдавать желаемое за действительное - это плохая политика, которая не способствует ни становлению России как правового государства, ни развитию отношений с Европой.
В среду 24 февраля Жак Ширак вновь поддался этому соблазну, попросив европейцев проявить 'немного больше уважения' по отношению к России. Заявление еще более удивительно тем, что оно было сделано в Будапеште, столице, которую Москва не всегда 'уважала'.
Возможно президент Франции не единственный западный государственный деятель, проявляющий по отношению к России снисходительность, основанную либо на необъяснимом влечении к ней, либо на стратегических интересах. Весной 2001 года, во время своей первой встречи с Владимиром Путиным, Джордж Буш, 'заглянув в глаза' российского президента, 'смог увидеть его сущность'. Так как Путин 'хороший семьянин', он не может оказаться плохим парнем. Реакция Москвы на террористический акт 11 сентября еще более упрочила связи между двумя политиками.
Теперь же добрые чувства уступили место менее оптимистичной реальности. Государственный секретарь США, Колин Пауэлл, недавно опубликовал в газете Известия достаточно суровую статью об ущемлении прав человека и нарушении основополагающих принципов демократии в России. Необычный поступок. Своевольное обращение с олигархом Ходорковским, сомнительные условия, в которых прошли недавние парламентские выборы, вмешательство Москвы во внутренние дела соседних государств, продолжающиеся репрессии в Чечне - все это охладило энтузиазм американцев.
Европейский союз, так же задается вопросом 'о способности России защищать основополагающие европейские и всеобщие ценности'. За этим эвфемизмом, высказанным Европейской комиссией в Брюсселе, стоит глубокое разочарование в развитии сотрудничества. Был подписан целый ряд соглашений; Россия, с трудом допускающая расширение Евросоюза и в частности вступление в него бывших советских республик (стран Балтии), выполнила не многие из этих соглашений.
Очевидно, что Президент Франции не разделяет удивление Европейской Комиссии. Если отношения с Россией не достигли должного уровня, то ответственность за это, по мнению Г-на Ширака, лежит на Европейском союзе, который не считается со сверхчувствительностью русских и хочет действовать по тем же правилам, что и с остальными своими партнерами.
Такое отношение Жака Ширака к России не лишено политического расчета. Для его многополярного мира ему необходим Владимир Путин, который за неимением конкурентов будет триумфально переизбран на следующий срок. Но здесь присутствует некая ошибка в анализе ситуации, где видимое воспринимается как реальность, а автократия - как демократия. Тем более, что в искусстве маскировки президенту России нет равных.