Москва, 26 февраля 2004 года. Власти Катара арестовали двух сотрудников российских спецслужб по обвинению в организации 13 февраля с.г. взрыва автомобиля в столице Доха и убийстве Зелимхана Яндарбиева, одного из лидеров чеченских сепаратистов. Яндарбиев много лет числился в российском списке разыскиваемых преступников, и Москва возмущалась отказом Катара выдать его.
Исполняющий обязанности министра иностранных дел России Игорь Иванов отверг обвинения Катара, хотя и признал, что эти два агента в Дохе занимались разведывательной деятельностью. "Эта деятельность полностью укладывается в рамки усилий государств - членов антитеррористической коалиции по выявлению источников и каналов финансирования, организационных механизмов и других способов поддержки террористических организаций", - сказал он в подготовленном заявлении.
Иванов обвинил сотрудников правоохранительных органов Катара в применении "оружия и грубой физической силы" во время ареста 19 февраля с.г. трех российских граждан. Иванов направил в Доху специального посланника, который добился освобождения из-под стражи одного из троих, доказав, что он пользуется дипломатическим иммунитетом.
Никого из россиян не назвали по имени. "В любом случае они непричастны к данному инциденту, - сказал Иванов. - Инсинуации властей Катара можно рассматривать только как провокацию".
Хотя российским оперативным работникам удалось ликвидировать ряд высокопоставленных лидеров чеченских повстанцев на российской территории, чеченцы, ссылаясь на убийство Яндарбиева, обвинили Москву в том, что она перенесла войну против них за пределы российских границ. "То, что мы говорили об этом, нередко игнорировалось международным сообществом", - заявил Ахмед Закаев, зарубежный эмиссар чеченского сепаратистского движения, в телефонном интервью из Лондона. Он отметил, что это убийство стало новым доказательством того, что Федеральная служба безопасности (ФСБ) России "начала использовать террористические методы против политических противников России не только на своей территории, но также и за пределами страны".
Яндарбиев короткое время исполнял обязанности президента Республики Чечня после того, как его предшественник Джохар Дудаев был в 1996 году убит ракетой, которая была наведена на его спутниковый телефон. Когда в 1999 году началась вторая чеченская война, Яндарбиев вскоре уехал из Чечни и перебрался в Катар, где, как утверждают официальные представители России и независимые аналитики, исполнял функции главного финансиста повстанцев на Ближнем и Среднем Востоке. Он стал первым чеченцем, фамилия которого была внесена в составленный Организацией Объединенных Наций список подозреваемых в терроризме лиц, которые поддерживают связи с "Аль-Каидой". Россия также обвинила его в сотрудничестве с повстанцами, которые в октябре 2002 года захватили 900 заложников в одном московском театре.
Официальный Катар не сообщил никаких подробностей о ходе расследования данного инцидента. Сотрудники его посольства в Москве, а также министерства иностранных дел и министерства внутренних дел в Дохе от комментариев отказались.
Михаил Любимов, бывший офицер Комитета Государственной Безопасности (КГБ), сказал в интервью, что едва ли задержанные россияне были причастны к взрыву автомобиля, поскольку разведывательные службы никогда не стали бы готовить операцию по ликвидации в стенах российского посольства и обязательно предусмотрели бы вывод своих людей из страны после проведения операции. "Конечно же, это чепуха, я так думаю", - сказал он.