В концертном зале 'Россия', что на удалении прямой видимости от Кремля, в конце прошлой недели царила атмосфера партийного съезда. Парламентарии России отмечали десятилетний юбилей новой Думы, сменившей в 1993 году Верховный Совет. Представитель института, представляющего собой после парламентских выборов в декабре прошлого года неоспоримую, реальную власть в стране, зачитал приветственное послание, направленное президентом Владимиром Путиным в адрес своих парламентариев: это был Дмитрий Медведев, глава кремлевской администрации.
Демократы России, наверное, должны были почувствовать издевку, когда глава Кремля в этом послании хвалит развитие в прошедшие годы как 'последовательное укрепление парламентаризма'. Ведь они были вытеснены из парламента, оказавшись на политической обочине, в результате махинаций Кремля. Работу депутатов характеризовал профессионализм, нахваливал глава Кремля вновь избранных парламентариев. Наблюдатели, между тем, говорят о плачевно низком уровне их умственных способностей. Ведь большинству народных представителей из 'Единой России' отказано в контактах со средствами массовой информации.
В последнее время близкие к Кремлю политологи прославляют 'управляемую демократию' путинского образца как конструкцию своевременную и отвечающую российским реалиям. Ее суть заключается в управлении лишенными влияния демократическими институтами со стороны авторитарно управляемой бюрократии в лице представителей армии и спецслужб. После мартовских выборов Путин, в победе которого никто не сомневается, будет эту свою демократию 'совершенствовать'. Российский президент, открыв для себя это слово из лексикона брежневских времен, 'возвратился по стилю во времена СССР', сказал аналитик Андрей Пионтковский. Конечно, нельзя ожидать появления копии отношений советского периода. Но опасность заключается в том, беспокоится экономист-либерал Евгения Ясин, 'что у нас выкристаллизовывается турецкая модель, когда вся экономика в частных руках, а командует ею Генеральный штаб. Под лозунгом: вы должны лишь работать, главное - приносите нам деньги'. А кто отказывается платить и при этом даже имеет, как олигарх Михаил Ходорковский, свои собственные политические амбиции, тому приходится знакомиться с судебной системой, послушной политической власти. Политическая власть в России с упразднением разделения властей принадлежит Кремлю, где бразды правления бесконтрольно держит в своих руках горстка людей. Процесс принятия решений снова стал непрозрачным, 'кремлевская астрология' празднует поневоле свое возвращение. Предстоящие четыре года при условии наличия большинства в две трети голосов в Думе пройдут под знаком соотношения сил внутри Кремля. За власть и влияние борются три группы. Это экономисты-либералы, близкие к министру экономического развития Герману Грефу, отправленные теперь все вместе и со всем правительством в отставку. Они выступают за рыночную экономику, но не обязательно имеют что-то против того, если при этом нарушаются демократические правила игры, а президент в интересах 'хорошего дела' действует за рамками закона.
В другую группу входят адвокаты и политтехнологи из Санкт-Петербурга. Свой взор они обращают в сторону Европы, не забывая при этом о российских правилах исполнения власти. Они выступают за рыночную экономику, демократию и за господство закона, но в своем циничном миропонимании никак не желают передавать управление этими процессами структурам, которые не могут контролировать. Один из них, Дмитрий Медведев, занимает в настоящее время самый влиятельный пост руководителя администрации президента. Наблюдатели напряженно ждут, сможет ли он сохранить свое место и после президентских выборов или же его сменит представитель третьей группы.
Эта, видимо, самая влиятельная группа состоит из так называемых петербургских чекистов, людей из разведки, выходцев из той же конюшни, что и Путин. Они хотят не только личной власти и богатства, они одновременно - жесткие поборники великой России, опирающейся на ядерное оружие. Им нравится, как Путин демонстрирует в зарекомендовавшей себя советской манере вновь обретенную внутреннюю силу также за рубежом. Только что состоявшиеся маневры 'Безопасность 2004', самые крупные за последние 20 лет и 'очень советские по содержанию и характеру проведения', как это сформулировал один эксперт, являются демонстрацией силы в адрес Вашингтона.
США для вновь окрепшей в финансовом и экономическом плане Москвы стали, несмотря на сотрудничество в деле антитеррористической борьбы, снова излюбленным конкурентом. России, конечно, еще далеко до экономических показателей восьмидесятых годов, однако президент, военные и чекисты снова считают себя ровней Америке. В ближайшие годы, как заявил глава Кремля, будут разработаны новые образцы ядерного оружия. Последние неудачи с пусками устаревших ракет, скорее, даже оказались на руку этим планам: в конечном счете, российской общественности было легче преподносить необходимость проведения дорогостоящей модернизации вооружений.