27 февраля 2004 года. Россия вчера с возмущением отреагировала на действия Катара после того, как вооруженная полиция в Дохе арестовала трех агентов российских разведывательных служб в связи с убийством 2 недели назад одного из лидеров чеченских сепаратистов.
Бывший чеченский президент Зелимхан Яндарбиев, которого Федеральная служба безопасности (ФСБ) России называла ключевым финансистом операции по захвату в октябре 2002 года заложников в московском театре, где шел мюзикл "Норд-Ост", и членом "Аль-Каиды", был убит в Дохе при взрыве дистанционно управляемой мины в его джипе. Погибли также два его телохранителя.
Российское Министерство иностранных дел заявило, что, что эти три агента находились "в служебной командировке" в российском посольстве в столице Катара, когда их арестовали рано утром 19 февраля. Они собирали информацию, связанную с антитеррористическими усилиями, а один имел дипломатический паспорт.
В дальнейшем двоим из арестованных предъявили обвинения в причастности к убийству. Третий был освобожден после того, как российский посланник встретился с министром иностранных дел Катара, с которым в течение недели вел секретные переговоры. Москва назвала эти аресты "враждебными акциями" и "провокацией", заявив, что эти люди абсолютно невиновны.
Доха назвала данное убийство "террористическим актом" и отвергла обвинения в том, что она поддерживала терроризм, разрешая Яндарбиеву в течение 3 лет проживать на огороженной территории дипломатического комплекса, где он якобы пользовался определенной защитой.
Если обвинения Катара окажутся правдивыми, тогда это убийство знаменует собой резкую эскалацию деятельности российских спецслужб за рубежом в борьбе против чеченских боевиков.
Центральное разведывательное управление США и Пентагон регулярно берут на себя ответственность за смерть операторов "Аль-Каиды" за рубежом. Однако Россия, граждан которой чаще, чем американцев, убивают в террористических нападениях, ограничивает свои антитеррористические операции территорией Чечни и участками границы, прилегающими к соседней Грузии.
Российские власти давно добивались экстрадиции Яндарбиева, который с прошлого года числился в подготовленном ООН списке лиц, подозреваемых в финансировании террористов.
ФСБ неоднократно отрицала свою причастность к взрыву в Дохе, заявляя, что заграницей такие операции ей не под силу. Российская Служба внешней разведки (СВР) заявила, что никого не ликвидирует заграницей с 1959 года.