Доверие политическое и военное - вот что делает НАТО самым долговечным и успешным альянсом в истории Западной Европы и составляет основу ее привлекательности для старых и новых членов, а также для кандидатов в члены организации. Чтобы сохранить это доверие, НАТО никогда не позволяла пиаровским задачам с поджимающими сроками, избирательным кампаниям в той или иной стране и попыткам установления особых отношений со страной, не входящей в блок, вмешиваться в политику альянса.
Сегодня эти сильные качества важны как никогда, ведь блок завершает свое расширение от Прибалтики до западного побережья Черного моря и получает серьезные стратегические интересы на Южном Кавказе.
Однако именно сейчас вышеупомянутые качества подвергаются ненужной проверке. Президенту России Владимиру Путину отлично известно, что по политическим причинам некоторые члены правительств стран НАТО очень заинтересованы в его участии в предстоящем саммите альянса. За эту сомнительную услугу г-н Путин надеется получить плату, причем еще до саммита.
Он хочет, чтобы весь блок НАТО- и в особенности США - согласился с лишь частичным и неопределенным выполнением Россией Стамбульских договоренностей 1999 года о выводе войск из Грузии и Молдавии. Г-н Путин также хочет, чтобы НАТО преждевременно инициировала ратификацию адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ, адаптирован также в 1999 г.) и присоединение Эстонии, Латвии и Литвы к ДОВСЕ, который изначально не распространялся на территорию Прибалтики.
Согласно давней позиции НАТО и Вашингтона, ратификация ДОВСЕ членами НАТО и присоединение к нему трех балтийских государств неразделимо связано с выполнением Россией обязательств по выводу войск из Грузии и Молдавии. В настоящий момент, однако, почти с уверенностью можно сказать, что часть российских войск останется в Молдавии и Грузии еще на несколько лет. Тем не менее, Кремль хочет ускорить ратификацию ДОВСЕ в надежде ограничить количество вооруженных сил, которые союзники в случае необходимости могут ввести в Прибалтику.
Через несколько недель Эстония, Латвия и Литва станут членами НАТО. Это небольшие страны, которые строили свои армии с нуля и практически не имеют тяжелого вооружения, количество которого ограничивает ДОВСЕ (танки и бронетранспортеры, тяжелая артиллерия, боевая авиация). У них нет ни средств, ни желания приобретать подобное вооружение.
В своей обороне Прибалтика полагается в основном на малочисленную, хорошо обученную и легко вооруженную пехоту, а также на способность союзников по НАТО предоставить усиление во время кризисов. Эта способность союзников в свою очередь зависит от создания в балтийских государствах адекватной инфраструктуры и от проведения учений на территории, которую, возможно, когда-нибудь придется защищать.
Как и на других членов НАТО, на балтийские государства будет распространяться статья 5 Североатлантического договора - основа доверия НАТО, которая гарантирует членам блока защиту от возможной агрессии. В альянсе нет зон с разными уровнями безопасности, и нельзя позволить, чтобы они возникли. Поэтому, в интересах общего доверия к организации, ограничения ДОВСЕ ни в коем случае не должны ослаблять способность НАТО защищать Эстонию, Латвию и Литву.
Балтийские государства полностью поддерживают позицию НАТО в том, что для ратификации ДОВСЕ необходимо, чтобы Россия полностью выполнила Стамбульские договоренности относительно Грузии и Молдавии. Точно также Прибалтика разделяет давнее мнение союзников, что преждевременная ратификация - в то время как российские войска остаются в вышеназванных странах - будет противоречить интересам и ценностям Североатлантического альянса. В настоящее время организация обсуждает решения по всему комплексу данных вопросов.
НАТО и балтийские государства прежде всего должны определить необходимые требования к защите региона и уровень сил, необходимый для выполнения гарантий статьи 5. Только после этого, не раньше, можно будет продолжить процесс присоединения балтийских государств к ДОВСЕ и переговоры о максимальном количестве войск категорий, ограниченных договором.
Альянс уже сейчас может начать процесс планирования защиты Прибалтики в различных ситуациях. Подобное планирование - обычная практика для НАТО (да и для любого альянса). Хотя в настоящее время прямые угрозы безопасности балтийских государств кажутся маловероятными, планирование отражения подобных угроз является одним из способов уменьшения их вероятности в будущем. Если статье 5 суждено сохранить доверие, она должна реализовываться через разработку плана действий для ситуаций, в которых она должна применяться.
Некоторое время назад, НАТО и прибалты запустили серию программ "поддержки принимающей страны" (HNS), направленные на создание необходимой инфраструктуры, дающей возможность союзным войскам при необходимости перебросить в эти страны подкрепления, заранее разместить там военное снаряжение, а также проводить совместные маневры в прибалтийских государствах. Главным направлением программ HNS является строительство и модернизация портов, аэродромов и дорог; страны-союзницы могут использовать их как в военных, так и в мирных целях. Поскольку сейчас прибалтийские государства вступают в НАТО в качестве полноправных членов, пришло время превратить программы HNS из абстрактной идеи в конкретные планы, совместно принять решения об их финансировании, и приступить к их осуществлению.
В российском эксклаве - Калиниградской области - расположенном на побережье Балтийского моря по соседству с Литвой, размещены контингенты обычных вооруженных сил, по-прежнему обладающие подавляющим превосходством над вооруженными силами прибалтийских государств вместе взятых. Россия, надо отдать ей должное, неуклонно сокращает свои войска в Калининградской области; ради обеспечения стабильности в регионе подобные сокращения должны продолжаться. По этой же причине численность российских войск в Псковской области, граничащей с Эстонией и Латвией, должна оставаться стабильной.
Три государства испытывают острую потребность в патрулировании своего воздушного пространства. У них нет собственных военно-воздушных сил, и они благоразумно последовали совету союзников не создавать "игрушечных ВВС". Патрулирование их воздушного пространства может осуществляться только за счет коллективных усилий НАТО с использованием самолетов союзников, что вполне возможно сделать в рамках интегрированной системы военно-воздушных баз альянса.
В целом, даже когда Договор об обычных вооруженных силах в Европе вступит в действие и прибалтийские страны начнут процесс присоединения к этому договору, нельзя позволить, чтобы это привело к ограничению оборонительного потенциала НАТО в регионе и потенциала самих прибалтов. Россия стремится к включению подобных "ограничительных" положений как в сам договор ОВС, так и в другие соглашения, говоря, что в случае, если прибалтийские государства приобретут адекватные оборонительные возможности, это создаст угрозу ее границам.
Результаты первого этапа расширения НАТО уже опровергли подобную логику: после него - и Москва сегодня согласна с этим - стабильность и безопасность в Восточной и Центральной Европе в целом не ослабла, а наоборот укрепилась. Такого рода несостоятельные аргументы из прошлого не должны служить основой для включения прибалтийских государств в некую категорию "обездоленных" с точки зрения численности вооруженных сил, как по договору ОВС, так и за его рамками.
Г-н Сокор - старший научный сотрудник вашингтонского Института углубленных стратегических и политических исследований, публикующего серию политических информационных материалов по Евразии.