Красноярск, 27 февраля 2004 года. Пока президент Владимир Путин ведет борьбу с некоторыми из российских магнатов, обладающих чрезмерными политическими амбициями, карьера одного из бывших банкиров, который сделал миллионы в ходе приватизации 1990-х годов, показывает, как некоторые бизнесмены могут играть в политику по правилам Кремля.
В тот самый день в декабре прошлого года, когда Путин обличал небольшую группу магнатов, нарушивших, по его словам, закон в ходе приватизации, Александр Хлопонин, 38-летний компаньон одного из этих магнатов, был удостоен одночасовой сердечной встречи с президентом. Он не пытался получить благословение Путина для своей последней сделки. Вместо этого он хотел получить - и получил - поддержку Кремля для некоторых проектов, которые были очень важны для него как сегодняшнего губернатора Красноярского края.
Правительство президента Владимира Путина было безжалостным к магнатам, которые, по его мнению, бросали вызов господству Путина на политической арене. В последние недели, к примеру, высокопоставленные лица давали понять, что действительной причиной заключения в тюрьму миллиардера Михаила Ходорковского и давления на его нефтяную компанию "ЮКОС" являлось стремление помешать его усилиям по укреплению влияния в парламенте.
Но Хлопонин постарался показать, что он - в путинской команде. Его прежние деловые партнеры, которых возглавляет магнат Владимир Потанин, входят в число самых откровенно лояльных сторонников Кремля, даже несмотря на дело "ЮКОСа", которое всколыхнуло деловое сообщество. Они не испытывают на себе никакого официального давления, как это имеет место в случае с "ЮКОСом".
Что касается Хлопонина, поддержка Кремля исключительно важна для его молодой политической карьеры, так как она помогает ему осуществлять проекты, необходимые, чтобы набрать очки в глазах избирателей в своем родном крае, например, получать дополнительные средства из федеральных фондов. В пятницу Хлопонин получит очередную порцию такой поддержки, поскольку запланирован визит Путина в Красноярск.
Для Путина очень важна поддержка корпоративных гигантов страны, чтобы выполнить свои обещания воссоздать гордую и процветающую Россию. Его послание сводится к следующему: что хорошо для России, хорошо для бизнеса. Российская деловая элита все больше соглашается на предложенную Кремлем сделку.
Г-н Хлопонин приехал в Красноярск, чтобы заниматься бизнесом. Дитя московской элиты, он вместе с некоторыми из обладающих хорошими связями друзей в начале 1990-х годов вошел в банковское дело, когда бурно расцветшая инфляция делала спекуляции на финансовом рынке весьма прибыльными. Он и его коллеги, в том числе Потанин, в ходе хаотичной российской приватизации вложили свои прибыли в покупку компаний. Они были в числе первоначальных авторов идеи, которая получила известность как "займы в обмен на акции". По этой схеме на аукционах, которые широко критиковались как подстроенные, Потанин, Ходорковский и иже с ними сумели ухватить себе самые лакомые куски государственной собственности по сильно заниженным ценам.
Потанин стал контролировать РАО "Норильский Никель", одну из крупнейших в мире горнорудных компаний. Он направил Хлопонина управлять этой компанией, которая после многолетнего плохого управления оказалась на грани банкротства.
Хлопонин быстро рассорился с тогдашним губернатором Красноярского края, который имел с "Норильского Никеля" подавляющую часть доходов от сбора налогов. Дела пошли так плохо, что какое-то время Хлопонин со своими коллегами выступал за отделение от Красноярского края Норильска с прилегающей к нему территорией.
В конечном счете, говорит Хлопонин, этот конфликт научил его, что бизнесу следует думать, как кооперироваться с государством, чтобы гарантировать удовлетворение основных потребностей населения, в том числе своих работников.
Став губернатором, Хлопонин в первый год тратил большую часть времени на то, чтобы убедить коллег из других бизнесов своего региона платить больше налогов в региональный бюджет вместо того, чтобы платить налоги в удаленных местах, где существовал "налоговый рай".
"Нам нужно убеждать людей, что работать - хорошо, а хорошо работать - еще лучше, и что совсем неплохо быть богатым", - говорит он.
Представляется, что Хлопонин намерен пока поработать в Красноярске, где он на губернаторских выборах 2002 года победил с небольшим преимуществом одного хорошо известного местного политика. В первый же год своего губернаторства он выплатил задолженность по зарплате бюджетникам, но также добился сокращения расходов, которое было необходимо для балансирования регионального бюджета и реформы жилищно-коммунальной отрасли, что означало более высокие счета на коммунальные услуги для многих из его избирателей.
Тем не менее, как показывают опросы общественного мнения, его рейтинг остается высоким, а политики всех мастей, кажется, готовы его поддерживать. "У него определенно есть будущее, - говорит Игорь Абакумов, 62-летний коммунист, заседающий в краевом парламенте. - Людям нравятся новые идеи, его личное обаяние".
В отличие от некоторых российских магнатов, которые пытаются играть в политику, но главное внимание уделяют бизнесу, Хлопонин говорит, что всерьез задумывается о политической карьере. Частенько возникают слухи, что он числится одним из первых кандидатов на важную должность в Москве. Например, на этой неделе в местных средствах массовой информации муссировались слухи, что его могут назначить премьер-министром. Но Хлопонин настаивает, что досрочно уходить с губернаторской должности "было бы безответственным".
Он заявляет, что его не тревожит растущее господство Путина на политической арене, доказывая, что тем самым будут ускорены необходимые реформы. В правительстве, как и в бизнесе, говорит он, "в условиях кризиса нужна централизация управления".