Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Президентские выборы в России закончились, не успев начаться

Этой весной демократия в России не расцветет

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Путин, судя по всему, копирует Либеральную Демократическую Партию Японии, намереваясь создать крепкую партию власти, которая будет определять следующих кандидатов в президенты. Несмотря на некоторые помехи, он и "Единая Россия" настолько сильны, а другие политические силы настолько слабы, что машина Путина будет управлять страной еще два выборных цикла.

Клиф Капчан - вице-президент, ведущий научный сотрудник Центра Никсона

Этой весной демократия в России не расцветет. Наоборот, неминуемая победа Владимира Путина на предстоящих в следующем месяце президентских выборах будет иметь серьезные негативные последствия для российской демократии на протяжении как минимум последующих десяти лет.

И хотя Вашингтону следует продолжать сотрудничество с все более авторитарной Москвой в войне с террором и по другим жизненно важным вопросам, направление развития России надолго испортит взаимоотношения двух стран.

Победа Путина на выборах, в которой никто не сомневается, увенчает его четырехлетнюю борьбу по обузданию молодой российской демократии. Во время моего недавнего визита в Москву я слышал, как многие представители российской элиты высказывали такие же мысли о судьбе России. Для ограничения власти демократически избранных (хотя зачастую коррумпированных) глав регионов, Путин назначил семерых наместников. Затем он повел осаду независимых телеканалов, которые часто критиковали власть. В конце прошлого года президент арестовал нефтяного магната Михаила Ходорковского, главным образом из-за независимых идей последнего и его стремления заниматься политикой. Этот шаг стал очень негативным сигналом для нового поколения российских политиков.

Более того, прошедшие в декабре выборы в Государственную Думу раскрыли зародышевый уровень демократических процессов в России. Пропутинская партия "Единая Россия" при помощи административного ресурса, в том числе благоприятного освещения по телевидению, получила две трети мест в Думе. Реформаторские партии в Думу не попали.

Благодаря этим действиям Путин значительно усилил власть президента и государственной бюрократической машины. Значительную часть его ближайшего окружения составляют бывшие и действующие сотрудники спецслужб, настроенные на усиление роли государства и в политической и в экономической жизни.

Путин, судя по всему, копирует Либеральную Демократическую Партию Японии, намереваясь создать крепкую партию власти, которая будет определять следующих кандидатов в президенты. Несмотря на некоторые помехи, он и "Единая Россия" настолько сильны, а другие политические силы настолько слабы, что машина Путина будет управлять страной еще два выборных цикла. Продолжит ли система свое существование после 2012 года, будет зависеть от взглядов молодого поколения россиян и от того, породит ли экономика новых лидеров, обладающих различными перспективами.

Вашингтон должен реалистично подходить к этой авторитарной власти. Для обеспечения жизненно важных интересов США мы должны продолжать сотрудничество с Москвой, которая по-прежнему остается ключевым партнером в войне с террором, предоставляя нам разведывательную информацию и материальную поддержку; которая стала более полезной для США в деле прекращения иранских ядерных программ; которая - в случае постройки нефтепровода Сибирь-Белое море - к 2009 году выбросит на мировой рынок такое количество нефти, которое сейчас составляет 20 процентов всей импортируемой Соединенными Штатами нефти. Значительная часть этого топлива сможет пойти в США.

Вдобавок к этому, сотрудничество Америки и России в Организации Объединенных Наций имеет большое значение для достижения наших целей в Ираке и других горячих точках. В мире, который сложился после событий 11 сентября 2001 года, для обеспечения собственной национальной безопасности Соединенные Штаты должны работать со всеми, кто желает сотрудничать, особенно с Россией.

Однако наш взгляд должен простираться далеко вперед: авторитарная власть, создаваемая Путиным, вряд ли будет стабильным союзником. В такой России не будет основополагающих институтов, необходимых для обеспечения внутренней стабильности в тревожные времена или для проведения так необходимых экономических реформ.

Кроме того, Россия, лишенная внутренней системы сдержек и противовесов, ведет агрессивную политику в отношении своих ближайших соседей. Усилия, направленные на подрыв суверенитета Грузии и Украины, противоречат нашей заинтересованности в стабильности этих регионов и в транспортировке энергоресурсов.

Второе направление американской политики вытекает из этих долгосрочных интересов. Во-первых, мы должны открыто сказать российским лидерам о нашей обеспокоенности судьбой российской демократии, как это сделал Государственный секретарь США Колин Пауэлл (Colin Powell) в Москве 26 января этого года. Во-вторых, Вашингтон должен наращивать, а не сокращать, помощь российской демократии, и должен делать это не так навязчиво.

Прошлые попытки США прямо вмешиваться в российскую политику - например, попытки усиления отдельных политических партий - не подходили к российской действительности и не срабатывали. Вместо этого мы должны увеличивать финансирование программ обмена молодежью, чтобы способствовать изменению ее мировоззрения, а также выделять больше средств независимым неправительственным организациям, способствующим развитию демократии.

Переизбрание Путина может нанести по российской демократии серьезный удар. И это не хорошо для Америки. Мы должны смотреть прямо в глаза реальности, и вести такую политику, которая будет соответствовать тому большому количеству интересов, которые у нас есть в России.