Отправка президентом Путиным правительства в отставку произвела мало впечатления на представителей немецкой внешней политики. Только время отставки стало неожиданностью, к тому же его решение соответствует конституции. Спикер по внешнеполитическим вопросам фрации СДПГ, Гернот Эрлер, предостерег от драматизации происшедшего. А его коллега из фракции ХДС/ХСС, Фридрих Пфлюгер, напротив, оценил это событие как новую 'демонстрацию огромной полноты власти' Путина, который управляет страной все более авторитарно. В беседе с 'Тагесшпигелем' Пфлюгер заявил, что правительство Германии должно ясно потребовать от Путина соблюдения 'минимальных демократических стандартов'.
Как сказал на 'Радио Германии' Эрлер, такое решение Путина является попыткой придать бесцветной предвыборной кампании на пост президента более напряженный характер. Одновременно Эрлер, являющийся также координатором по России в правительстве Германии, заявил, что отставка Касьянова, выходца из ельцинской 'семьи', является 'устранением последнего остатка баланса власти, который еще существовал'. Однако он отметил, что не видит в оставке никакого элемента непредсказуемости внешней политики Путина и Российской Федерации.
Никакого контроля
Пфлюгер, являющийся спикерем ХДС по внешнеполитическим вопросам, заметил, что российский парламент de facto уже однопартийный. Не существует и контроля за исполнительной властью ни со стороны независимых сил, ни со стороны прессы. Намекая на высказанное в России Путиным об 'управляемой демократии', Пфлюгер сказал: 'Демократии в Москве чувствуется все меньше, а управления - все больше'.
По мнению политика из ХДС, Путин не может рекламировать нормальные отношения с Западом, не выполняя минимальных демократических стандартов. ХДС тоже поддерживает тесное партнерское сотрудничество с Россией и политику Путина, направленную на реформы, но правительство Германии должно настаивать на соблюдении демократических стандартов, - сказал Пфлюгер. В отношении США канцлер Шредер сказал, что и по отношению к друзьям нужно высказывать ясные критические замечания. 'Но с господином Путиным он (канцлер) до сих пор ничего вразумительного не высказал', - критически заметил Пфлюгер.
Эберхард Шнайдер, эксперт по России Фонда науки и политики, также оценил решение Путина как попытку оказать позитивное воздействие на явку избирателей на выборах 14 марта, которая намечалась быть низкой. Решение Путина является, по его словам, 'выражением некоторой паники в Кремле', а его обоснование - шатким. В связи с присутствием на выборах большого числа российских и международных наблюдателей, значительно и незаметно сфальсифицировать численность принявших участие избирателей невозможно. И заблаговременное определение будущего курса отставкой Касьянова тоже не состоялось. По мнению ученого, Путин действует в Кремле не как 'сильная фигура'. Его власть основывается на том, что он сбалансировал различные властные группы: спецслужбы и военных, ельцинскую 'семью' и реформаторов, глав республик, а также олигархов. 'Решающим является то, кого Путин назначит следующим премьером', - сказал Шнайдер.