ТБИЛИСИ, ГРУЗИЯ. - По мере того как эта кавказская страна постепенно политически приходит в себя после ноябрьской 'бархатной революции', на первый план выходит кампания по борьбе с коррупцией.
В этой связи некоторые наблюдатели обеспокоены тем, что у этой кампании есть своя 'темная сторона' - усердие правоохранительных органов, с которым они принялись наводить законный порядок в стране, вылилось в злоупотребления служебными полномочиями. На прошлой неделе Гиа Джохтаберидзе (Gia Jokhtaberidze), зять смещенного с поста президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе, был арестован по подозрению в уклонении от уплаты налогов - первый член семьи Шеварнадзе попался в сети борьбы с коррупцией.
Президент Буш одобрил действия нового президента Грузии Михаила Саакашвили, позитивно оценив антикоррупционную инициативу после встречи двух глав государств в Овальном кабинете.
На прошлой неделе, грузинский парламент принял законопроект о создании правоохранительной структуры в рамках министерства финансов для борьбы с экономическими и финансовыми преступлениями. Другая законодательная инициатива предусматривает увольнение и преследование в судебном порядке лиц, замеченных в получении взяток.
'Я думаю, что Саакашвили сделает гораздо большее, чем все предыдущие руководители на поприще искоренения коррупции', - говорит Лана Гвинджилия (Lana Ghvinjilia), сотрудник организации 'Transparency International Georgia', - 'Во-первых, потому что у него есть политическая воля для этого. А во-вторых, потому что он сам абсолютно не склонен к коррупции'.
Тем не менее, Грузия печально известна свирепствующей коррупцией. В прошлом году, согласно анализу организации 'Transparency International', Грузия была близка к позиции мирового лидера по коррупции.
Как считает Дмитрий Джапаридзе, президент национального комитета в Международной торговой палате, после развала СССР и провозглашении Грузией независимости, представители старой советской номенклатуры узурпировали прибыльные государственные активы. Они устранили препятствия для своего бизнеса, недоплачивали или вовсе не платили налоги. Все это привело к тому, что доля теневого бизнеса в экономике страны составляла, по оценкам экспертов, от 50 до 80 % от ВВП.
Было задержано пять высокопоставленных чиновников по обвинению в многочисленных нарушениях, в том числе в уклонении от уплаты налогов, присвоении чужих средств, незаконном присвоении государственной собственности. Среди них, помимо г-на Йохтаберидзе, бывший глава железнодорожного ведомства Грузии Акаки Чхаидзе (Akaki Chkhaidze), бывший министр энергетики Давит Мирцхулава (Davit Mirtskhulava) и бывший министр путей сообщения Мераб Адеишвили (Merab Adeishvili).
Как сообщают грузинские чиновники, Мераб Жордания (Merab Zhordania) сознался в присвоении 352 тыс. долларов США из госбюджета и был освобожден после признания в уклонении от налогов и уплаты компенсационной суммы.
Прокурорам, однако, пока не удалось возвратить деньги, хранящиеся в одном из Швейцарских банков, присвоенные Мирцхулавой и бывшим членом правительства Леваном Мамаладзе (Levan Mamaladze), который в настоящее время скрывается в России.
Наблюдатели полагают, что для изменения системы основанной на протекции и отношениях предпочтения нескольких арестов не достаточно. 'Должна быть разработана экономическая политика, направленная на максимальную либерализацию экономики, - считает Джапаридзе. - Без скоординированных четких усилий в сфере экономики, радикальные меры правоохранительных органов будут обречены на провал'.
Некоторые критики антикоррупционной инициативы утверждают, что за ней стоит чистая политическая месть. 'Это преследование нашей семьи по политическим мотивам', -заявила в интервью журналистам Манана Шеварднадзе, дочь экс-президента, после ареста ее мужа, Гиа Джохтаберидзе, бывшего министра и главы ведущего оператора сотовой связи 'Магтиком'.
Генеральный прокурор Ираклий Оруашвили (Irakly Okruashvili) заявил, что 'Мактиком' уклонялась от уплаты налогов на сумму 337 тыс. долларов США. Однако Марк Хауф, президент американской компании 'Метромедиа Интернешнл Груп', владелец 49 % акций 'Магтикома' заявил 26 января на пресс-конференции в Тбилиси, что 'Магтиком' 'ничего не должен государству'.
Другие оппоненты выражают беспокойство по поводу возможного превышения властями своих полномочий в борьбе со взяточничеством и другими преступлениями. В своем справочном документе вышедшем во вторник, правозащитная организация 'Human Rights Watch (HRW)' пишет, что правительство Грузии 'реагирует на требование [общественности] быстро предъявить результаты. В ходе антикоррупционной программы это привело к использованию грубых методов, выглядящих эффективными и популярными, а на деле идущими вразрез с обязательствами правительства по соблюдению прав человека'.
В открытом письме, датированном 16 февраля, 'В защиту Статьи 42 Конституции' некая неправительственная организация, гарантируя право на справедливый суд, заявляет, что 'прикрываясь борьбой с коррупцией, [правительство] нарушает права человека'.
'Презумпция невиновности до решения суда систематически нарушается, - говорит Кети Тамашидзе (Keti Tamashidze), исполнительный директор группы, защищающей гражданские права и справедливость судебного процесса. - Если методы нового правительство окажутся такими же, как и у старого, тогда какой смысл в революции?'
Саакашвили отверг заявления оппонентов, усматривающих 'авторитарные' тенденции, заявив журналистам, что такая точка зрения - 'чистая демагогия'.