Какой бы этап карьеры Фрадкова не взять, будь он министр торговли или человек Совета безопасности, глава страховой компании или главный налоговый полицейский - бегло говорящий по-английски полковник запаса всегда выступал в качестве бюрократа с либеральными чертами или питомца разведшколы, 'честного и порядочного человека', как называет его немецкий знаток России Александр Рар (Alexander Rahr). Неожиданный выбор Путина имеет к этому прямое отношение.
Дело в том, что Фрадков один из тех, кто подходит для разведчиков из Кремля, кто не напугает рынки и Запад. После непродолжительного колебания курс акций на московском фондовом рынке пришел вчера снова в нормальное состояние. Фрадков считается неангажированным, даже несколько бесцветным человеком, но также и специалистом, который всегда был востребован.
У нового премьер-министра нет политических амбиций. Он будет исключительно техническим главой правительства, который в условиях России, по крайней мере, при сильном президенте, вряд ли может рассчитывать на что-то большее, чем исполнять роль верховного министра экономики и министра по социальным вопросам. Когда придет время подумать о преемнике, Путин сможет его сменить в любой момент - настоящим преемником Фрадков наверняка не является.
Сейчас он нужен Путину, чтобы вернуться к незаконченным реформам: провести сокращение управленческого аппарата, либерализацию здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, начать борьбу с коррупцией. При этом Фрадков подходит на роль козла отпущения, его фигура не зависит от популярности в обществе. В Москве не считают, что его неожиданное, с удивлением воспринятое назначение связано с не лучшими отношениями России с ЕС. Если бы так же думали на Западе, то Путина это, видимо, устроило бы.