Москва, 2 марта 2004 года. Президент Владимир Путин, цементируя свой контроль на политической арене России, назвал малоизвестного карьерного чиновника своим следующим премьер-министром. Назначение Михаила Фрадкова, технократа без политического опыта, означает, что Кремль будет иметь полное господство над правительством России.
"Все институты власти в России становятся полностью подчиненными Кремлю", - сказал Михаил Задорнов, либеральный законодатель и бывший министр финансов.
Биография Фрадкова свидетельствует, что у него мало опыта в более широких экономических вопросах, которые ему предстоит решать. По мнению аналитиков, он, очевидно, является компромиссным кандидатом двух главных кремлевских фракций: либеральных реформаторов и представителей 'силовиков'.
Уволенный Путиным на прошлой неделе с должности премьер-министра Михаил Касьянов проявлял определенную независимость. Новый премьер-министр, по прогнозам аналитиков, будет абсолютно лояльным к президенту.
Это назначение оставляет открытым вопрос, насколько активно Путин намерен осуществлять давно откладываемые экономические и другие перемены, которые, по его словам, нужно претворить в жизнь в течение его второго президентского срока. "Вопрос в том, будет ли Фрадков достаточно жестким, чтобы, преодолевая инерцию чиновничества, действительно осуществить программу реформ", - сказал Кристофер Гранвиль (Christopher Granville), аналитик московской "Объединенной финансовой группы".
Инвесторы, кажется, готовы дать Фрадкову шанс. Индекс российской фондовой биржи RTS к концу торгов поднялся на 2,8% и достиг рекордной отметки 688,72 пункта.
Программа Путина предусматривает реорганизацию аппарата государственного управления с целью сокращения коррупции и стимулирования экономического роста, а также изменения в налоговом законодательстве, чтобы брать больше налогов с богатых предприятий нефтегазового сектора и снизить налоговое бремя на остальные секторы экономики. В дополнение, как утверждают чиновники, Кремль готовится пересмотреть дорогостоящие и неэффективные социальные программы, включая медицинское страхование и образование - политически взрывоопасные области, которых почти не коснулись реформы 1990-х годов.