Владимир Путин обещал понятный курс, поэтому отправил в отставку правительство и объявил имя нового премьера. Все в очередной раз оказалось не более чем закулисной игрой хозяина Кремля. С назначением Михаила Фрадкова новым премьер-министром президент не выполнил своего обещания предложить избирателям России команду с понятным и ясным курсом. Дело в том, за Фрадковым нет никакой содержательной программы, он всего лишь 'чиновник', как называют в Москве аппаратчиков. Таким образом, глава Кремля после президентских выборов возьмет под свой контроль также кабинет министров, расширив в очередной раз свои властные полномочия.
Но что он будет делать с такой властью? Во всяком случае, сейчас Путин убрал со своего пути всех своих противников. Он теперь в течение четырех лет может проводить свою политику без всяких помех. Но куда лежит путь, пока неясно. Ряды сотрудников силовых органов под названием 'силовики' в Кремле, а также представителей из лагеря либеральных экономистов и юристов в окружении Путина не редеют.
Пока, признается сам Путин, он повышением с 1999 года внутреннего валового продукта на 29,8 процента и введением своей 'вертикали власти' в становой хребет до того распадавшегося государства создал всего лишь фундамент для последующих изменений. Но ясной программы у него до сих пор не было. В последнем выступлении Путина в рамках избирательной кампании перед доверенными лицами понятным был только один пункт: в будущем добывающим компаниям России придется платить большие налоги. Тут назначение бывшего главы налоговой полиции Фрадкова оказывается кстати.
В остальном же глава государства, как и раньше, пространно исторгал общие слова. Говорил о снижении налогов, о конвертируемости рубля, о создании национальной финансовой системы, системы действительно ипотечного кредитования, а также о формировании гражданского общества и о свободных средствах массовой информации.
Как все это выглядит при Путине, примеров за последние четыре года было предостаточно: взяты в узду электронные средства массовой информации, практически лишены слова оппозиционные партии. О политических инициативах Путина, напротив, информируют так, как в блаженной памяти советские дни сообщали о мнимых достижениях КПСС. Не говоря уже о массовых нарушениях прав человека в Чечне. Говоря о необходимости гражданского общества, он продолжает расширять полномочия своих людей в форме.
Во всяком случае, избиратель России, если можно верить результатам вчерашнего опроса общественного мнения, проведенного радиоканалом 'Эхо Москвы', разочарован: 83 процента позвонивших сказали, что им непонятно, каким будет будущий курс Путина. Назначение Фрадкова является всего лишь 'очередным шагом на пути к полицейскому государству' и 'укреплению всемогущества бюрократов'.
Понятной такая точка зрения становится, если обратиться к послужному списку Фрадкова. Тут с одной стороны - близость к КГБ и к ее нынешним представителям в кремлевской администрации. Во- вторых, его репутация, не совсем безупречная из-за скандалов, связанных с коррупцией, и его тесных связей с московской компанией 'Альфа-Групп', конгломератом банков, телекоммуникационных и нефтяных компаний одного из ведущих олигархов. То есть, Фрадков - человек, которого можно шантажировать и, таким образом, он легко управляем, - прежде всего, для Путина.
Позитивным фактором является работа Фрадкова в Европе: он является вполне определенно экспертом в области внешней торговли и в состоянии намного реалистичней, чем большинство других политиков, оценивать отношения с Европейским союзом. Однако успехи его труда в качестве представителя России в ЕС незаметны. Более того, отношения между Европой и Кремлем в последнее время значительно ухудшились. Точно так же, как и российско-американские отношения. Однако назначение Фрадкова может стать сигналом того, что Путин снова делает крен в сторону Европы и намерен поставить сотрудничество с Брюсселем на реалистический фундамент. Это было бы неплохо для обеих сторон.
Правда, следует ли считать правильным решение в пользу Фрадкова, вопрос более чем проблематичный: Путин должен был бы назначить известного и яркого реформатора. Человека, который действительно выступает, по меньшей мере, за экономику, следующую либеральным, свободным курсом. Но реализовать это хозяину Кремля, очевидно, не удалось из-за противодействия со стороны мощного лагеря 'силовиков' в его окружении.
Или же Путин вообще не желает идти этим курсом, а хочет иметь банановую республику, авторитарное государство с более или менее эффективной экономикой, которая очень выгодна для власть предержащих. Фрадкову программа не нужна, он всего лишь один из многих московских аппаратчиков.