Источники богатства России - нефть, газ, золото и другие металлы - продаются по высокой цене и помогают подпитывать рост, который, как недавно предупредило Министерство финансов, может оказаться мыльным пузырем. В 2003 году фондовый рынок в Росии вырос на 57%.
На прошлой неделе эксперты заявили, что последние политические события в стране, возможно, сигнализируют о возврате к авторитаризму, однако эти страхи не уменьшили рвения инвесторов. Главный биржевой индекс России, РТС, вырос на 2,77% и достиг рекордно высокой отметки 688,72 в понедельник - в тот же день, когда Президент Владимир Путин назвал неожиданного кандидата в премьер-министры. На прошлой неделе Путин внезапно отправил в отставку предыдущего главу правительства, но это событие практически никак не повлияло на цены акций.
Нового премьер-министра России Михаила Фрадкова считают технократом с небольшими политическими амбициями, но очень преданным Путину, который, как ожидают, должен победить на выборах 14 марта.
Непотревоженные политической неразберихой инвесторы вместо этого обратили внимание на предыдущую должность Фрадкова, который возглавлял налоговую полицию страны. Это может усилить меры по сбору налогов, а также помочь проведению судебной и банковской реформ во время второго президентского срока Путина, считают некоторые эксперты.
'Как ни странно, агрессивное усиление сборов налогов стало одним из факторов, которые способствовали росту на российском рынке', - считает Эрик Краус (Eric Kraus ), представитель московской брокерской компании Совлинк Секьюритиз. Пока российские компании не платили налоги, 'как правительство, так и инвесторы были обмануты'.
'Теперь они вынуждены раскрывать гораздо больше реальной информации о своих денежных потоках налоговикам, - говорит он, - и акционеры получили возможность дополнительного дохода'.
Фрадков представляет страну в Евросоюзе, и его назначение премьер-министром может улучшить испорченные отношения России с Европой, считают аналитики.
После ареста Михаила Ходорковского, бывшего главы нефтяной компании Юкос, в октябре российские ценные бумаги упали на 10%. Но с тех пор индекс РТС рос практически без остановки, несмотря на расследования, связанные с Юкосом, и замораживание акций, принадлежащих Ходорковскому. Сейчас 44% акций компании, принадлежащие Ходорковскому и его партнерам, оцениваются в 15 млрд долларов, в отличие от 16,7 млрд долларов прошлой осенью.
Основными двигателями российского фондового рынка остаются высокие товарные цены. Производители нефти и металлов зарабатывают на экспорте миллиарды, которые затем возвращаются на родину в форме вложений в недвижимость или фондовый рынок.
'Это то, что я называю фактором Китая, - говорит Борис Джордан - инвестор, управляющий хеджинговым фондом российских бумаг в Москве. - Китай и другие страны-потребители покупают российскую нефть, газ, сталь, никель. Эти деньги должы куда-то вкладываться'.
Даже акции Юкоса, которые после ареста Ходорковкого упали, постепенно вернулись на прежние позиции. Джон Коннор (John Connor), управляющий российским фондом Третье тысячелетие, сообщил, что вновь приобрел бумаги Юкоса, хотя компания расторгла сделку о слиянии со своим меньшим конкурентом, Сибнефтью, получила счет на 3 млрд долларов от налоговой инспекции, а ее крупнейшие акционеры или скрываются за границей, или сидят в тюрьме.
Вместо этого Коннорс обращает внимание на постепенное разрешение некоторых проблем Юкоса. 'Они практически завершили сделку по отделению от Сибнефти, и компания отдаляется' от Ходорковского, - говорит он.
Нынешний безумный рост на российском фондовом рынке - последний из серии циклов 'бум-спад'. Предыдущий рекорд (571, 66 пункта) РТС поставила в 1997, но в следующем году российское правительство объявило дефолт, а индекс в октябре 1998 упал до 38,53.
Даже сейчас стоимость всего российского фондового рынка не превышает 200 млрд долларов, а это меньше рыночной стоимости компании General Electrics.
Российский рынок по-прежнему относительно дешев по сравнению с другими развивающимися рынками, например, Бразилией и Южной Кореей, считает Уильям Ф. Браудер, глава компании Hermitage Capital. Но есть и риски: резкое падение цен на нефть или более высокие процентные ставки в США могут увести инвесторов с более рискованных развивающихся рынков.